|
Дмитрий ГАВРИЛОВ
(Иггельд, “Круг Бера”)
Мифологический образ темного бога в языческой традиции индоевропейцев.
* Рудра, Шива
* Ангхро-Майнью, Ариман
* Аид, Плутон, Дит, Орк
* Гермес Хтоний и Трофоний. Гермес и Локи
* Ний, Чернобог
* Велес
* Геката, Макошь, Яга
Прежде нами были подробно рассмотрены архетипы Черного и Белого богов,
которые cостоят в бинарной оппозиции. Идея их противостояния пронизывает
всё традиционное мировоззрение [1].
Мы отметили, что такая оппозиция нашла отражение в противопоставлении
типологических образов: Тьма – Свет, черное – белое, левое – правое,
женское – мужское, низ – верх, плохое – хорошее и т.д. При этом
отмечалось, что этический оттенок эти пары приобретают в период перехода
социума от мифологического типа мышления к религиозному. В
мифологическом мышлении язычника мир един. И хотя свет и тьма –
различны, в особенности на физиологическом уровне, они составляют для
язычника единое целое.
Идея “единства и борьбы противоположностей” пронизывает всё
мифологическое мировоззрение, вплоть до возникновения мировых религий,
отрицающих единство света и тьмы.
В ряде работ были выявлены основные свойства архетипа белого
(“светлого”) бога и архетипа черного (“темного”) бога [2]:
1. Белый бог, как и Черный бог, – это прабоги, боги старшего поколения.
При этом изначально они могут являться ипостасями Единого или
Великой Матери, несущих и рождение, и смерть. Позднее такие прабоги
часто отходят на второй план, сменяясь поколениями других, младших
богов, отражающих появление новых социальных отношений и зарождение
классового общества.
2. Белый и Черный боги – это соперники, первый обладает атрибутами
белизны или Света, а второй – хтонический, “темный” персонаж. Кроме
черноты под землей ему подчинена чернота на земле и чернота на небе.
3. Черный бог связан со смертью и миром мертвых, ему подчиняются менее
значимые “темные” персонажи. Белый бог, напротив, противостоит миру
мертвых и смерти.
4. Мир Черного бога символизируют животные – ворон, волк или пес, и
змей (выезжающий из/из-за воды) – как ипостаси Черного бога или
проявления, подвластные Ему. Белый бог зооморфически связан с
благородными птицами, крупным скотом (бык или корова, тур, олень) и
противостоит змею.
5. Иногда Белый бог обладает подчеркнуто светлым (зорким) взглядом, а
Черный бог частично или полностью "слеп" в Свете Белом. Таков
элемент символизма власти богов в явьем (явном) и навьем (не явном)
мирах.
6. Белый бог, как и Черный бог, связаны с зарождением новой жизни и
судьбой.
7. Блага в мире от Белого бога: Белый бог – просветитель, он добывает и
дарит людям и иным богам знания; Белый бог активно преобразует мир.
“Вред” в мире от Чернобога, он препятствует изменению мира Белым
богом или работает, как подстрекатель своего светлого противника.
8. Иногда Белый бог ассоциируется с молодостью (а Черный бог – со
старостью), и тогда их встреча – это испытание Белого Черным, а
Света – Тьмой. В этом соперничестве с Черным богом Белый бог
обретает целостность и снимает собственную ущербность, обретая Силу.
9. Белый бог участвует в творении Мира, либо препятствует порче мира.
Чернобог в не меньшей степени задействован при создании Мира, либо
портит только что созданный мир.
10. При соприкосновении Белого и Черного богов появляется время и
движение. Царство любого из них – смерть и стагнация. Поэтому,
поединок между ними необходим, как условие развития мира, поэтому, в
конечном счёте, ни один из них не может окончательно победить.
В данной статье мы рассмотрим ряд образов темных богов, которые по
нашему мнению можно разделить на два основных типа. Первый тип — образ
разрушителя или трикстера, приводящего старый мир и отношения в нем к
краху. Второй тип — образ бога магии, повелителя Дикой природ
|
|