|
щенной американизированной кухни.
После второй мировой войны позиции рационалистической кухни в Европе еще более
усилились, и до середины 50-х годов эта кухня еще более американизировалась за
счет прямого импорта американских готовых сухих, сублимированных,
консервированных продуктов. Национальная кухня в странах Европы в первые два
десятилетия после второй мировой войны сохранилась лишь для людей обеспеченных,
она незаметно заняла положение кухни для узкого круга, ибо требовала владения
мастерством и сырьевых затрат. Лишь в странах Азии массовое питание населения
пошло по пути сохранения быстроприготовляемых стандартных, издавна
культивируемых на Востоке изделий национальной кухни (лепешек, пирожков,
шашлыков), выпускаемых малыми сериями ( на мелких жаровнях) многочисленными
розничными базарными поварами. Здесь позиции национальной кухни были лишь
сужены (сокращен ассортимент), но не нарушены, в принципе они остались
незыблемыми. А вот в Европе, в промышленных странах Америки (США, Канаде,
отчасти в Бразилии, Аргентине, Мексике) первый тур борьбы двух кулинарных
направлений — рационалистического и национального — был решен, если учесть
массовость охвата, популярность, к середине столетия все же в пользу
рационалистической кухни. Она отвечала простейшим потребностям большинства
городского малоимущего населения индустриальных стран: пусть не очень вкусно,
но зато удобно, быстро и дешево. В следующее десятилетие, в 60-е годы, позиции
рационалистической быстрой кухни продолжали утверждаться, особенно в Европе.
Этому способствовали и некоторые новые факторы: расширившийся импорт зарубежных
пищевых товаров и полуфабрикатов со всего мира, развитие производства пищевых
полуфабрикатов и концентратов во всех странах, а также приспособление некоторых
национальных блюд, например в Венгрии, Чехословакии, Румынии, Финляндии, Польше,
к потребностям кухни-минутки с пересмотром технологических режимов и процессов.
Однако к середине 70-х годов рационалистическая кухня заметно теряет своих
приверженцев. Коренные изменения в международном снабжении, фактическая
ликвидация сезонности продуктов, возможность в любой стране Европы иметь (за
приличную плату, конечно) любые продукты, в любое время года, из любой части
земного шара, революция в домашнем кухонном оборудовании и оснащении кухни
приборами и инструментами, резко сберегающими время, — все это открыло
городскому населению путь к приготовлению более вкусных и ценных блюд
национальных кухонь без особых потерь времени и труда.
Уже в начале 70-х годов среди городского населения промышленных стран Европы и
Америки обнаружился повышенный интерес «белых воротничков» к экзотическим
национальным кухням, и в первую очередь к японской, китайской, индийской,
индонезийской, тайской. Отчасти это объяснялось возросшим интересом к туризму в
страны Азии, охватившим десятки тысяч людей в Западной, Центральной и Северной
Европе, Канаде и США. Затем такой же интерес проявился к арабским,
ближневосточным кухням, что было связано с известной «политической» модой на
эти страны. Однако помимо чисто модного увлечения, обозначилась и весьма
серьезная причина. При прямом сравнении рационалистической «общеевропейской»
кухни с национальной (а национальные сохранились нетронутыми преимущественно в
Азии) оказалось, что «привычная» европейская стандартная кухня сильно
проигрывает. Довольно широкие массы на практике осознали тот факт, что любая
национальная, яркая пища благотворно сказывается на повышении
производительности труда и самочувствия.
То, что относительный рост благосостояния населения во всех европейских
странах позволял делать такие сопоставления во все больших масштабах, было
дополнительным фактором, качнувшим чашу весов в сторону интереса городского
среднего населения Европы к национальным кухням — как своей, так и «чужих
стран». Новым в этом явлении была поистине интернациональная, не связанная
расовыми и национальными предрассудками, заинтересованность жизнью и обычаями
других народов. Здесь проявился не только «интерес желудка», но и интерес
разума, интеллекта, поэтому увлечение национальными кухнями в Европе можно
считать особым культурным явлением нашего времени. Процесс этот определенно
нарастает в 80-х годах. Другое дело, что практически воспользоваться
национальной кухней могут пока далеко не все, как правило, меньшая часть
городского населения, но это вопрос не столько времени, сколько социальных и
материальных возможностей. Ныне все в Европе выступают за возрождение,
обновление и развитие национальных кухонь как за магистральное кулинарное
направление в будущем.
Изменение кулинарных симпатий широких кругов населения немедленно нашло
отражение в издательской деятельности на Западе. Резко увеличился и по тиражам,
и по названиям выпуск книг о национальных кухнях. Даже в таких странах, где
«общеконтинентальная» кухня доминировала в течение нынешнего столетия, а
национальные блюда давно нивелировались или были утрачены (Англия, Бельгия,
Ирландия, Норвегия, Шотландия), или были крайне скромными по ассортименту (
Исландия, Финляндия), в последние годы начался поиск забытых национальных
рецептов, изданы книги, популяризирующие блюда национальной кухни.
В странах Южной Европы, в Испании, Португалии, Италии, Югославии, Греции,
Болгарии и Румынии, где национальная кухня всегда удерживала прочные позиции,
пропаганда национальных кулинарных традиций еще более усилилась, издается
богатая литература о национальной кулинарии этих стран. В Китае продолжается
издание 20-томной энциклопедии, посвященной исключительно традиционной кухне
китайцев-ханьцев и других народностей, населяющих Китай. В некоторых странах
Европы (Англии, ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии), а также в США и Канаде
предпринято, а кое-где завершено издание обширных кулинарных руководств с
рецептурами национальных кухонь народов всего мира. Возрождение интереса к
национальным кух
|
|