|
руется, подчиняется условностям, начинает даже работать не только и
не столько для желудка, сколько «для глаза», и, наконец, уходит в модные изыски,
утрачивая национальную пикантность, определенность.
В свою очередь проигрывает и национальная кухня, отлученная от стола
господствующих классов. Она постепенно лишается продуктового разнообразия,
скудеет ее богатый ассортимент. И в то время как она превращается в «кухню для
низов», для городского мещанства и крестьянства, ее более сложные, дорогие и
редко изготовляемые блюда либо забываются, либо в «облагороженном» виде
навсегда переходят в кухню господствующих классов.
Этот процесс продолжается в Европе вплоть до середины XIX в.: пропасть между
искусственной, офранцуженной и онемеченной космополитической «всемирно
одинаковой» кухней господствующих классов и многочисленными, но преданными
забвению и обеднившимися национальными кухнями все более увеличивается. Однако
с середины XIX в. во многих странах Европы, особенно в малых, национальная
кухня получает новый импульс к развитию. Быть хранителем национальных традиций
в области кулинарии вызывается, в основном, мелкая и средняя буржуазия. При
этом не обходится без грубых «городских» искажений старой национальной кухни.
В России эти тенденции также имеют место, но в связи с запаздыванием перехода
России к капитализму развитие национальной кухни здесь достигает кульминации
только в 70—80-е годы XIX в. Более всего заметно это в среде купечества,
вышедшего из крестьянства, но и дворянская кухня включает в себя наряду с
космополитической «французской» лучшее из старой московской национальной кухни.
Таким образом, к концу XIX в. в странах Южной, Восточной и Северной Европы, а
также в малых западноевропейских странах ( Бельгия, Голландия, Люксембург)
восстанавливаются позиции национальной кухни, которая занимает если не
господствующее, то преобладающее положение.
Двадцатый век вновь кладет предел такому развитию кулинарии. После первой
мировой войны значение национальной кухни в жизни Европы изменяется.
Дело в том, что в XX в., когда происходил невиданный дотоле быстрый рост
городского населения за счет сельского, когда соотношение между городским и
сельским населением всюду стало резко изменяться в пользу первого, во всех
развитых промышленных странах встала задача быстрого и бесперебойного снабжения
больших масс населения питанием, причем в одно и то же время — в обеденные
перерывы при трех— или двухсменной работе. Эти условия наложили отпечаток на
дальнейшее развитие мировой кулинарии.
По мере того как сельское население сокращалось, а городское лишалось
приусадебного хозяйства, национальная кухня во всех промышленных странах теряла
свои позиции, ибо домашняя кухня требует и многих продуктов, и много времени.
Старая ресторанная кухня, приноровленная к обслуживанию господствующих классов,
не могла обеспечить большие массы населения готовым столом, ибо в этом случае
она должна была поступиться высокими кулинарно-техническими стандартами.
Оставалось обратиться к упрощенному, но быстрому, дешевому, строго
стандартизированному, серийному изготовлению пищи. Такое направление в развитии
кухни было названо рационалистическим. Оно зародилось еще в конце XIX в. в США
и оттуда распространилось в промышленные страны Европы. Суть его состояла в том,
что пища по сырью, приемам приготовления должна быть простой и, следовательно,
состоять из полуфабрикатов или готовых фабрикатов, скомбинированных с хлебом и
употребляемых холодными или слегка отваренными либо подогретыми. Это давало
основной выигрыш — быстрое обеспечение питанием больших масс людей одновременно
при относительной дешевизне такого питания.
В рационалистической американской кухне основными продуктами стали консервы,
презервы, колбасные изделия, бутерброды и готовые напитки, чаще всего холодные:
виски, пиво, коктейли, соки. Лишь некоторые горячие блюда быстрого
приготовления, удобные для стандартизации порций и цен, допускались в эту
кухню: котлеты, сосиски, яичница, кофе. Чай, требующий особых условий заварки,
уже становился невозможным в этом «потоке», ибо он неизбежно терял качество,
превращаясь в бурду, и от него легче было отказаться. Всякие разносолы,
отклонения от стандарта также безжалостно изгонялись из рационалистической
кухни. Поэтому выдержать ее длительное время было трудновато.
Эти жесткие правила смягчались, однако, тем, что в США параллельно сохранялись
и культивировались те национальные кухни, которые в своем репертуаре имели
блюда, способные стать стандартными и конкурировать по дешевизне с блюдами
рационалистической кухни. Такими кухнями были: итальянская
— со своей знаменитой пиццей, полентой, макаронными блюдами (спагетти,
макароны, вермишель, равиоли и др.), а также китайская и японская — во-первых,
с незаменимым для них рисом, вкус которого можно многократно изменять с помощью
различных приправ и пряностей; во-вторых, с традиционным видом приготовления
ряда горячих блюд, особенно супов в китайской кухне (быстрая комбинация заранее
отваренных мяса, птицы, рыбы, овощей с горячим мясным, куриным, рыбным или
овощным бульоном); в-третьих, с блюдами, близкими по характеру консервированным
(утиные маринованные яйца, трепанги, кальмары, соевые пасты, морская капуста и
др.); в-четвертых, с хорошо поддающимся стандартизации японским горячим рыбным
блюдом — темпурой.
Такое сосуществование безликой американской кухни с ограниченным ассортиментом
некоторых национальных кухонь стало характерным и для развития европейских
кухонь в 30—40-х годах. Здесь колбасные изделия ( сосиски, сардельки, шпикачки,
сотни видов местных колбас) заняли наряду с бутербродами и сыром, насчитывавшим
в Европе до 400 разновидностей и сортов, центральное место в массовом народном
питании накануне второй мировой войны. При этом национальные виды кухни,
разумеется, сосуществовали, особенно в странах Южной и Восточной Европы, но в
Западной Европе они, как более дорогостоящие, постоянно «отступали» перед
блюдами упр
|
|