Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Книги о кулинарии... :: Н.И.Ковалев - Энциклопедия современной русской кулинарии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
можжевельными ягодами, и, о чудо! был рожден чудесный новый вкус, кислый
и приятный!.. Несколько тысяч лет спустят несмотря на Великую  китайскую
стену, Чингисхан разграбил Китай. Его татарские орды переняли кислую ка-
пусту и прибавили ее к награбленному, когда шествовали по Азии и Европе,
- они оставили после себя руины, разрушения и... кислую капусту.
   Славяне еще до того, как узнали капусту, занимались засолкой дикорас-
тущих трав. Капуста же им стала известна как минимум за  триста  лет  до
вторжения Чингисхана, поэтому можно предположить, что наши предки задол-
го до него хорошо владели искусством ее засолки. Да и  вряд  ли  русский
народ перенял какое - либо кушанье от захватчиков. Заготовка капусты  на
зиму в России шла поздней осенью, когда при первых  слабых  морозах  ка-
пустные вилки "свертываются круче" и становятся более твердыми. Живопис-
ную картину представляла собою русская деревня при за- готовках капусты.
По всей деревне слышался стук сечек о корыта. Для рубки капусты в каждом
доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не  употреблялось.
В помещичьих домах корыта были очень длинные, и  при  рубке  капусты  за
каждым из них ставилось по 10 - 14 женщин. Делались эти корыта из  толс-
тых досок, самые лучшие выдалбливались из липового или дубового  бревна.
Капуста использовалась, как сего- дня сказали бы, по безотходной -  тех-
нологии. Зеленые части кочерыжек промывали, рубили и скармливали  скоту,
как и все другие отходы от рубки. Коровы очень охотно едят капусту и при
добавке ее в корм дают больше молока. Количество заготовленной  рубленой
кислой капусты определялось числом ушатов. Ушат и ведро были  общеприня-
тыми мерами для кислой капусты, как, кстати, четверти  и  четверики  для
хлеба. По своему качеству кислая капуста делилась на серую, полубелую  и
белую. Серая рубилась из одних верхних зеленых листьев, полубелая  -  из
всего кочана, а белая - только из середочек, то  есть  из  белых,  круто
свернутых внутренних листьев. Серая капуста у простого народа шла в  ос-
новном на щи, а полубелая и белая съедалась в постные дни с квасом или с
постным маслом. При рубке в серую капусту клали соль, очищенный репчатый
лук, а в белую капусту для запаха - пряности, например тмин.  У  русских
было принято в кадках, чанах с рубленой капустой заквашивать  капусту  и
целыми кочанами, иногда половинками. Но самые лучшие, твердые кочаны за-
пасливые хозяйки оставляли свежими.


   Творог

   Довольно долгое время творог на Руси называли сыром, а блюда из  него
- сырными (вспомните знакомые всем сырники). Неизвестно  откуда  взялось
такое название, но оно настолько прочно закрепилось за творогом, что  не
исчезло даже после появления в России твердых (сычужных)  сыров.  Творог
всегда был одним из самых почитаемых продуктов у славян. Его ели чуть ли
не ежедневно. Исходным сырьем для приготовления творога служила  обычная
простокваша, горшок с которой ставили на несколько часов в не очень жар-
кую печь. Затем горшок вынимали и сливали его  содержимое  в  полотняный
конусообразный мешок. Сыворотку отцеживали, а мешок с творогом клали под
пресс. Однако приготовленный таким образом  творог  не  мог  долго  хра-
ниться, а холодильников тогда еще не знали. В период же, когда удой были
хорошие, и особенно в посты, творога у  крестьян  скапливалось  довольно
много. Чтобы он не пропадал, народ придумал довольно оригинальный способ
его консервирования. Готовый (из - под пресса) творог снова помещали  на
несколько часов в печь, затем под пресс, и так дважды. Когда  он  стано-
вился совершенно сухим, его плотно укладывали в глиняные горшки и  зали-
вали сверху топленым маслом. В погребе такой творог мог храниться  меся-
цами, его брали с собой и в дальнюю дорогу. В прошлом веке творогом сла-
вился Ростовский уезд Ярославской губернии. Отсюда его возили в  Москву.
В Рязанской губернии лучшим считался творог из села Дединово.  Продавали
творог фунтами. При этом чем он был суше, тем дороже стоил.


   Яйца

   У русских, да и вообще у древних восточнославянских народов яйцо  фи-
гурирует почти в каждом весеннем обряде. Так, в первый раз  после  зимы.
(обычно на св. Георгия) выгоняя стадо на выпас, пастухи обязательно бра-
ли с собой куриные яйца, надеясь, что их коровы станут такими же кругло-
бокими и дадут хороший приплод. У белорусов подобный же обряд обставлял-
ся по-другому: хозяевам держа в руках  икону,  хлеб  и  свечу,  обходили
скот, а в воротах, через которые его выгоняли, клали яйцо и стелили шубу
мехом вверх. На вознесение - его отмечали на сороковой день после  пасхи
крашеные яйца выносили в поле и подбрасывали вверх. Это делалось для то-
го, чтобы рожь выросла такой же высокой.
   Центральное место отводилось яйцу в пасхальных обрядах. Яйца  светили
в церкви, ими "христосовались", несли  на  могилы  умерших  родителей  и
родственников. Молодежь на святой неделе развлекалась  катанием  яиц  по
специально сделанному деревянному лоточку ила с горки. Принято было так-
же *биться* яйцами: чье яйцо треснет, тот и проиграл. Некоторые мальчиш-
ки достигали , такой сноровки в этом деле, что за День иногда выигрывали
по целой корзине яиц.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-