|
Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хле-
бом и молоком, а уж потом "чем бог пошлет". Отсюда и извечная мечта
русского народа о "молочных реках "- символе сытости и благополучия.
Первый же молочный ручеек человек открыл для себя примерно 7 - 8 тысяч
лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды,
сказки и мифы. Кстати, молоку в этом отношении очень повезло. Редкий на-
род не сложил о нем свою историю. Так, древние римляне считали, что Юпи-
тер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве
жертвы подносили грозному богу именно молоко. "Потчевали "им не только
Юпитера, но и других богов н богинь, покровительствовавших плодородию,
деторождению, пастухам и их стадам и т. д. Человек давно познал цели-
тельную силу молока. Гиппократ, например, назначал молоко больным тубер-
кулезом. Он считал также, что оно чрезвычайно полезно при нервных
расстройствах. Аристотель признавал наиболее ценным молоко кобылиц, за-
тем ослиное, коровье и наконец козье. Плиний Старший выделял коровье мо-
локо. Однако он же утверждал, что в лечебных целях можно использовать и
свиное молоко.
Активно врачевал различные болезни молоком Авиценна. Особенно полез-
ным он считал его для детей и людей, "подвинутых в годах". По мнению
Авиценны, самым целебным является молоко тех животных, которые вынашива-
ют плод примерно столько же, сколько и человек. В связи с этим он пола-
гал, что для человека наиболее подходит коровье молоко.
Выдающийся русский ученый С. П. Боткин называл молоко *драгоценным
средством* для лечения болезней сердца и почек. Целебные свойства молока
высоко ценил и автор *русского способа* лечения кумысом больных туберку-
лезом Г. А. Захарьин. Всеми и всегда, писал И. П. Павлов,- молоко счита-
ется самой легкой пищей и дается при слабых и больных желудках и при
массе тяжелых общих заболеваний.
В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лече-
ния заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причем он
впервые использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличивая дозу от 3
до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нес-
кольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен
Боткиным.
Почти повсеместно молоко активно использовалось и в народной космети-
ке. Так, в Древнем Риме ослиное молоко считалось самым подходящим
средством против, морщин. Помпея, вторая жена Нерона, принимала ванны из
молока ослиц, и во время путешествий ее обычно сопровождало стадо из 500
этих животных. Авиценна утверждал, что молоко сводит безобразные пятна
на коже, а если его пить, очень улучшает цвет лица, особенно если пить с
сахаром. Творожная сыворотка, будучи втертой в кожу, уничтожает веснуш-
ки. И все же во все времена молоко ценилось главным образом за свои уди-
вительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, мо-
локо - это и изумительная пища, приготовленная самой природой. Молоко
довольно калорийно: в 100 г. его более 60 килокалорий. Так что пол -
литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной пот-
ребности организма в энергии. А литр цельного молока по калорийности за-
меняет 370 г. говядины или около 700 г. картофеля. Интересно, что кало-
рийность разных видов молока разная. Так, 1 кг. молока самки оленя со-
держит 272 килокалории, коровы - около 700, а крольчихи - аж 1700 кило-
калорий. Наши древние предки, конечно, не знали всех этих цифр, но дос-
тоинства молока ставили очень высоко.
Свое особое отношение к корове - кормилице наши предки выражали в
ласкательных прозвищах: буренушка, теля, телочка, телушка. По цвету
шерсти именовали: белую корову - белуха, бурую - буренка черную - жухела
и т. д. Еще в сравнительно недалеком прошлом недельки две после отела
теленку давали возможность пососать вымя, а потом отнимали от коровы.
Отсаженного от матери сосуна называли отъемышем, После этого "правили
новотел", процедура которого была такова: варили первую после отела кашу
на молоке, а корову угощали сенцом и хлебом с солью, которые подносили
ей на блюде. Интересно считали года коровы - по телятам, с прибавлением
трех лет. Говорили, например: корова о пяти телятах, то есть восьми лет,
и т. п. О корове сложено много загадок, присказок, сказок, пословиц, по-
говорок: "Красна баба повоем, а корова удоем", "На корову стало, хватит
и на подойник", "Корова на дворе - обед на столе" и т. д. Потерять коро-
ву для крестьянской многодетной семьи было равносильно катастрофе, поэ-
тому ее всячески берегли, холили. Крестьяне верили в разные суеверия,
приметы, связанные с коровой. При дойке ее никто из посторонних не при-
сутствовал, считалось, что лишний глаз портит корову. Чтобы дойная коро-
ва принесла телочку, а не бычка, хозяйка "ехала" доить ее в последний
раз перед отелом верхом на сковороднике. Во многих губерниях России 18
апреля, на св. Василия, устраивался коровий праздник. В этот день корову
особенно тщательно обихаживали, чистили ее и коровник, давали ей лучший,
чем в другие дин, корм. Каждый член крестьянской семьи старался как - то
выразить свою любовь к буренушке. Детишки угощали ее кусочками хлеба с
солью. А вот 5 февраля, в а Агафью, корову охраняли, следили, чтобы она
была хорошо заперта в коровнике, никому в этот день ее не показывали,
боясь "сглазу". Дело в том, что в этот день "коровья смерть ходит".
Кружка молока или простокваши в русских крестьянских семьях всегда была
кстати и в завтрак, и в обед, и в ужин. Кроме того, из молока делали
|
|