Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Книги о кулинарии... :: Н.И.Ковалев - Энциклопедия современной русской кулинарии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
и снова ставилось в теплое место. После того, как тесто поднималось вто-
рой раз, можно печь блины, хорошо протопив печь мелкими сухими березовы-
ми дровами. Равномерный жар, словно волшебник, усеивал  тесто  многочис-
ленными дырочками, румянил его, делал особенно привлекательным. А что за
дух стоял на кухне, когда пекутся блины! Сковороды брались чугунные, не-
большого размера, т.к. русские блины выпекают величиной с блюдце.  Тогда
еще продавались специальные сковороды для блинов. Они состояли  из  нес-
кольких маленьких сковородок сваренных вместе. Очень важно, чтобы сково-
роды были абсолютно чистыми. Для этого их ставили на огонь, дно посыпали
солью, прокаливали, а затем протирали сухой чистой тряпкой. После  такой
процедуры блины не прилипали к скородам и легко отставали от их дна. Пе-
ред тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, ее  смазывали  расти-
тельным маслом, либо несоленым салом. В  качестве  помазка  использовали
половину картофелины или чистую тряпочку, намотанную на  вилку.  Готовые
блины укладывали стопкой, смазывая каждый сливочным или топленым маслом,
и ставили в теплое место, чтобы не остыли. Для  этой  цели  существовала
специальная блинница -  большое  керамическое  блюдо  с  полусферической
крышкой.

   Великий Пост

   Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет,  холод-
ный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и
утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и  скучно  в  комнате.
Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме  чистят.  Серенькая
погода, оттепель. Капает за окном - как плачет.  Старый  наш  плотник  -
"филенщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет.  Вот  и
заплакала - кап* кап* кап* Вот она! Я смотрю  на  растерзанные  бумажные
цветочки, на золоченый пряник "масленицы" - игрушки,  принесенные  вчера
из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что
- то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа  нач-
нется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, пос-
тится, к Светлому Дню готовится. * Отворяется дверь, входит Горкин с си-
яющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В  тазу  горячий  кирпич  и
мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя  нянька  Домушка  ходит  за
Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, - священный.
*Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.  -  Вставай,
милок, не нежься* - ласково говорит он мне, всовывая таз  под  полог.  -
Где она у тебя тут, масленица - жирнуха* мы ее выгоним.  Пришел  Пост  -
отгрызу у волка хвост. * Незабвенный, священный запах. Это пахнет  Вели-
кий Пост. И Горкин совсем особенный, - тоже священный будто. Он  еще  до
свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, - чистый сегодня поне-
дельник! - только казанчик старый: сегодня все самое  затрапезное  наде-
нут, так "по закону надо". И грех смеяться, и надо намаслить голову...
   Так описывает начало Великого Поста -  Чистый  Понедельник  Шмелев  в
своей книге "Лето господнее". Велики Пост - самый продолжительный и  са-
мый строгий из всех многодневных постов. Он особенно важен для  верующих
людей, т. к. соблюдается в память сорокадневного  поста  Иисуса  Христа,
вскоре после своего крещения удалившегося  в  пустыню.  Церковный  Устав
различает четыре степени поста: "сухоядение" - то есть хлеб, свежие, су-
шеные и квашенные овощи и фрукты; "варение без елея"  -  вареные  овощи,
без растительного масла; "разрешение на вино и елей" -  вино  испивается
мерой для укрепления сил постящихся; "разрешение на рыбу"  -  в  Великий
Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное  воскре-
сенье - вход Господень в Иерусалим. В субботу и воскресенье  разрешается
вино и растительное масло. С понедельника до пятницы положено  "сухояде-
ния" и "варение без елея". Первые два дня и последний день  поста  реко-
мендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать  умеренность  и
ограничивать себя в еде. Пост - это вовсе не диета, необходимая для сох-
ранения здоровья физического, а соблюдение умеренности во всем для  здо-
ровья нравственного.Так что же ели и пили наши предки "во дни  печальные
Великого Поста". Вот что пишет по этому поводу все тот же Шмелев:
   В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами,  с  воткнутыми  в
них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой,  густо  посыпанной
анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю  себе
слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит  душу,
если и без того все вкусно? Будут  варить  компот,  делать  картофельные
котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми  зави-
тушками из сахарного мака, розовые баранки,  "кресты"  на  Крестопоклон-
ной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль,
горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, пост-
ный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жа-
реная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с  груз-
дями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья  с  мармеладом  в
первую субботу, какое - то "коливо"! А миндальное молоко с  белым  кисе-
лем, а киселек клюквенный с ванилью, а...
   Так каким же бы постный стол? Самыми распространенными были похлебки,
полевки, солодуха, кулага, толокно, овсяный кисель с постным маслом, пе-
ченый картофель, квашеная капуста, соленые грибы, грибные кушанья,  каши
из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп.  Пожалуй,  самое
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-