|
* Великий Пост
О блинах и масленице
В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло срав-
нится по популярности с блинами. Блин сопровождал человека всю жизнь -
от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное
блюдо во время поминальных обрядов). Никто не знает, когда блины впервые
появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом
еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и тради-
ции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего, блины - обяза-
тельное угощение на масленицу, ставшее необходимым атрибутом весеннего
праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки: "Как на мас-
ляной неделе в потолок блины летели", "Без блина не масляна", "На горках
покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масляница", "Хоть с себя
все заложить, а масляницу проводить". Масленица, пожалуй, была самым ве-
селым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Се-
вере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время го-
да человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал по-
мочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той
хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жир-
ными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хо-
хотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жи-
лах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.
Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною
тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой и
т.д. Не знаю, что за тридцать братьев и сорок бабушек, но то, что масле-
ница была разгульным праздником, это факт. Праздник продолжался неделю,
от этого в христианстве и название "последняя седмица" перед Великим
постом. Каждый день масленицы имел свое название. Так, понедельник назы-
вали встречею, вторник - заигрышем, среду - лакомкой, четверг - перело-
мом или разгулом, пятницу - тещиными вечерями, субботу - золовкиными по-
сиделками, воскресенье проводами. В четверг начиналась "широкая маслени-
ца". Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:
...есть до икоты,
пить до перехоты,
петь до насады,
плясать до упаду.
Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. И
главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду "масленой неде-
ли", тещи приглашали "на блины" зятьев с женами. Особенно этот обычай
соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка от сюда
и пошло выражение "к теще на блины".
Обычно в этот день "для удовольствия любимого зятька" собиралась на
гулянье вся местная родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал
блинами тещу с тестем. Правда угощение было весьма своеобразным. По обы-
чаю, зятья и дочери звали старших поучить их уму - разуму, и такое приг-
лашение считалось для родителей великой честью, о нем обычно знали все
соседи и родня. Пренебрежение зятя к этой традиции очень тяжело пережи-
валось, осуждалось и посеяло вечную вражду между ним и тещей. Курьез же
заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом
к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в
которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку
с коровьем маслом.В старину блины пекли, как правило, из дрожжевого тес-
та, да Вы, наверное, это и сами уже поняли. Мука бралась самая разная:
гречишная, пшеничная, овсяная, просяная, ячменная и даже гороховая. Се-
годня мы обычно используем пшеничную муку, а между тем истинно русские
блины из гречишной. Пшеничные блины не имеют той пухлости и рыхлости,
какие придает гречневая мука. Кроме того, блины из гречки обладают очень
приятным вкусом, слегка кисловатым привкусом.
Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось
таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от
посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к
колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца.
При этом женщины причитали:
Месяц, ты, месяц,
золотые твои рожки
взгляни в окошко,
подуй на опару.
Дрожжи обычно разводили в теплой воде, а затем постепенно добавляли
молоко и муку, замешивали тесто. Когда тесто замешано, кастрюля покрыва-
ли полотенцем и ставили в теплое место. После увеличения опары, в каст-
рюлю добавлялись все остальные компоненты, все тщательно перемешивалось
|
|