|
ковшики - наливки и другие. Ковши служили и для украшения стола, многие
из них являются шедеврами народного творчества. Устойчивость и прочность
- отличительные черты одного из старейших русских сосудов - братины. Эти
качества как нельзя лучше отвечают ее названию и назначению. Ведь пили
из братины вкруговую, и она служила своеобразным символом прочности и
устойчивости дружеских отношений всех участников "братчинного" пира. По
форме братина напоминает небольшой горшок с шаровидным туловом, часто
снабженный высокой конической крышкой. В таком сосуде мед долго оставал-
ся холодным, а сбитень - горячим. Как и ковши, братины изготовлялись из
самых разных материалов: дерева, меди, серебра и даже золота. Серебряные
и золотые братины с элементами чеканки и затейливой резьбы составляли
предмет гордости самих царей. Очень часто на таких сосудах делались на-
зидательные надписи вроде той, что обнаружена на братине XVIII века:
"Господа гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтес". Для кру-
гового заздравного питая использовались также чаши и рога. Видимо, даже
дружеские пиршества того времени не всегда оканчивались мирно, не слу-
чайно поэтому уже "Русская Правда" предупреждает об ответственности, ес-
ли муж ударит мужа чашей или рогом. Вместе с большими чашами в ходу были
и маленькие чарки, заменявшие нынешние рюмки. Форму они имели самую раз-
нообразную и предназначались для крепких алкогольных напитков. Чарка
вошла в историю не только как сосуд для питья, но и как сравнительная
мера объема, соответствовавшая примерно 120 мл. Из всех предметов для
винопития, пожалуй, самым праздничным и торжественным являлся кубок.
Упоминания о нем дошли до нас из глубокой древности. Особую роль кубка
на пиршественном столе подчеркивает его форма. Довольно высокая, но ши-
рокая и устойчивая ножка поддерживает огромную широкую чашу - этот гра-
циозный сосуд уже сам по себе создает соответствующий праздничный наст-
рой. Изготовлялись кубки из дерева, керамики, серебра, золота, а начиная
с XVII века - также - из стекла. Постепенно из необходимого предмета
сервировки стола кубок превратился в дорогой подарок, сувенир.
Интересная родословная и у современного графина. В Древней Руси его
место на столе занимала ендова Сегодняшний "хранитель напитков" ничуть
не похож на свою приземистую прародительницу. По форме ендова скорее на-
поминает широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком. Пер-
вые ендовы делали из дерева и керамики, а затем - из металла и стекла.
Для подачи на стол напитков служили также керамические кувшины. Форма их
дошла до наших дней практически без особых изменений. С развитием сте-
кольного производства в России большое распространение получили различ-
ные бутылки и бутыли. Наиболее частыми гостями на столах были штофы из
мутно - зеленого стекла, в них разливалась водка. Штоф, кроме того, ис-
пользовался как мера емкости и равнялся примерно 1,23 л, что соот-
ветствовало 10 чаркам. Наряду с упомянутыми сосудами в большом ходу у
наших предков были разные кубышки, фляги, кумганы, похожие на кувшины,
но с более высоким носиком. Самый известный и в прошлом и в настоящем
атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот "водогрейный
для чаю сосуд с медной трубой" свое победное шествие по России начал с
Тулы. Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в
стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том,
что первый русский самовар был изготовлен гораздо. раньше - в 1740 году
- и не в Туле, а на Урале. Так что звание "самоварной родины" Тула делит
с Уралом. Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их де-
лали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако
чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачи-
вала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русс-
кие мотивы. Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч са-
моваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских. Какие только самовары
не делали: большие - на несколько ведер и маленькие - на 1-2 стакана.
Медные самовары постепенно уступили место своим собратьям из сплавов ме-
ди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар.
"Благодетельным снарядом" называл самовар писатель В. Г. Короленко. Во-
обще в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски
он "самогар", по-курски - "самокипец", а по-вятски - "самогрей". Блестя-
щий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной
застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом
веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царед-
ворца. Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо топить
печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько ми-
нут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в
чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из
самовара, всегда вкуснее. Обязательным дополнением самовара был также
поднос. Непременно лакировананные, с цветной росписью, российские подно-
сы имели самые разные размеры и форму. Овальные, круглые, квадратные,
прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного сто-
ла, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.
Традиции и праздники
* О блинах и масленице
|
|