|
История пряностей
Когда полчища варваров вестготского короля Алариха I вторглись в 410 г. н.э. в
Рим, они потребовали в качестве дани не только золото, но и перец; варвары уже
знали, что специи ценятся выше золота. Впрочем, задолго до вестготов трепетное
отношение к пряностям демонстрировали куда более развитые цивилизации. В Египте,
например, чеснок за его вкусовые и целебные свойства считался божественным
растением, и простым смертным употреблять его в пищу было строжайше запрещено.
Эти исторические курьезы, наряду с другими любопытными сведениями, можно
почерпнуть из книги «Специи», которую только что выпустило издательство
Жигульского в своей весьма поучительной кулинарной серии.
Из этой книги, в частности, следует, что история человечества за последние,
минимум, две с половиной тысячи лет представляет собой не хронику классовой
борьбы, как по наивности полагали классики марксизма-ленинизма, а нескончаемую
войну за обретение контроля на потоком пряностей с Востока на Запад. С тех пор,
как Александр Македонский захватил в четвертом веке до нашей эры финикийский
город Тир – тогдашнюю столицу пряностей всего цивилизованного мира, центр этой
выгодной торговли перешел в Карфаген, а затем в Александрию. С появлением
Константинополя как столицы Восточной Римской империи началось ожесточенное
соперничество между городом на Босфоре и Александрией. Так продолжалось до 11
века, когда турки-сельджуки, захватив Малую Азию, фактически прервали поток
пряностей в Европу. Ответом европейцев стал первый Крестовый поход. Считалось,
что крестоносцы идут на Ближний Восток для освобождения Гроба Господня. Однако
возвращались они оттуда с награбленными драгоценностями, среди которых немалую
часть составляли перец, корица и мускатный орех.
В средневековой Европе спрос на пряности еще более возрос. Ведь европейцы не
знали ни чая, ни кофе, ни какао; эти напитки им заменяли всякие медовые настои,
пиво и вино, сдобренное пряностями. Последние взять было негде, ибо
католическая церковь запрещала европейским купцам вести торговлю с мусульманами,
угрожая отлучением от церкви. Лишь трем итальянским городам-республикам
удалось получить право на ввоз пряностей, что и объясняет, в частности,
возвышение Венеции, которая к 14 веку монополизировала торговлю пряностями.
Именно тогда за одну меру перца давали такую же меру золота, а фунт мускатного
ореха можно было поменять на корову или четыре овцы. Специи часто заменяли
золото в международной торговле, а также внутренних расчетах в Средневековой
Европе. Например, в 12 веке в Генуе наемные солдаты получали в качестве
жалованья 48 золотых монет и 2 фунта перца. А в 13 веке граждане одного
французского города за убийство видного аристократа должны были выплатить в
качестве штрафа 3 фунта перца.
Конечно, такое положение долго существовать не могло. Чтобы получить доступ к
специям без посредников – арабов и венецианцев - совершаются самые важные в
истории человечества географические открытия. В 1408 году португалец Васко да
Гама первым огибает Африку и морским путем добирается до Индии. Из своего
первого похода он привез перец, гвоздику, корицу и имбирь; в результате второго
путешествия корабли Васко да Гамы доставили в Европу 2 тысячи тонн пряностей.
Трудно представить себе сегодня, что одного этого оказалось достаточным, чтобы
разом подорвать могущество крупнейшей морской державы того времени - Венеции.
Центр торговли пряностей переместился в Португалию и Испанию, которые еще более
укрепили свое положение монополистов после открытия Америки. Колумб пересек
Атлантику в святой убежденности, что ищет новый путь в Индию, а в
действительности нашел путь к жгучему перцу-чили, какао и кофе.
В IV тысячелетии до н.э. племена, населявшие территорию нынешнего Южного Китая
и Тайваня, начали свой долгий путь в сторону Малайского архипелага, Африки и
Океании. Среди тех вещей, которые они брали с собой, навсегда покидая родину,
был острый и ароматный имбирь, разветвленное корневище, нежные стебли и
изысканные цветы которого уже тогда, вероятно, употреблялись в религиозных,
медицинских и кулинарных целях. Так он добрался до Индии и Филиппин, Новой
Гвинеи и Мадагаскара – новоприбывшие всюду рассаживали свою родную культуру.
Имбирь, Zingiber officinale, из одноименного семейства имбирных, к которому
относятся также кардамон, куркума, калган, а также множество прочих
ароматических растений, уже много веков не дает полноценных семян и
размножается только потому, что люди рассаживают его, разделяя корневища. Это,
безусловно, может служить дополнительным доказательством давней и прочной связи
человечества и имбиря.
Первые обнаруженные археологами следы культуры имбиря относятся к II веку до н.
э. (гробницы династии Хань на севере Китая), а пять веков спустя Дзи Хань в
своем трактате о растениях юга подробно говорит о гастрономических и целебных
достоинствах имбиря (называя его отличным средством от простуды и афродизиаком).
К тому времени на территории Римской империи имбирь был известен уже несколько
веков: он считался экзотической, но не слишком дорогой пряностью (стоил
несколько меньше очень популярного в то время черного перца) и вовсю применялся
в медицине и на кухне. В римской кулинарной книге Апиция присутствует около
десятка рецептов с имбирем. Среди них встречаются и рецепты медицинского
назначения (пряные соли от всех болезней, соус, улучшающий пищеварение, и пр.),
но в основном имбирь используется при приготовлении достаточно изысканных блюд:
гороха по-вителлиевски, приправленного медом и крутыми желтками, курицы,
фаршированной мозгами и манкой, пряного жареного мяса... Арабы, появившиеся в
Средиземноморье через несколько веков, оценили имбирь по достоинству: так, в
76-й суре Корана при описании рая упоминаются имбирь и камфара: вероятно,
камфара как обеспечивающая желанную прохладу среди зноя, а имбирь – тепло и
защиту от стужи.
|
|