|
употребление веревки в специфической знаковой функции по отношению к чувственно
невоспринимаемому целому—реке, позволяет компенсировать эту «чувственную
невоспринимаемость». Веревка организует различные частные образы, относящиеся к
реке, выстраивает их в определенной последовательности. Движение по «веревке»
начинает управлять сменой этих образов.
Вся дальнейшая интеллектуальная эволюция «общественного человека» была
устремлена на формирование средств, которые позволяли бы репрезентировать все
более широкие области действительности, которые было невозможно воспринимать
чувственно. Солнечная система не может быть воспринята как целое. Потребовалось
создать особую модель, и уже она позволила организовать и «общественный опыт» и
«общественную память».
Вернемся к проблеме происхождения рефлексии. «Я»—чувственно не воспринимаемо.
Собственно, поэтому «Я», как и река или как солнечная система, должно
возникнуть первоначально во вне.
Рассмотрим условную ситуацию общения двух первобытных персонажей, которые
имеют внешние знаковые средства репрезентации мира, но не имеют языка. Они
общаются на планшете. Персонаж Х воспринимает персонажа Y, но не воспринимает
себя. Он фиксирует наличие персонажа Y на модели, например, с помощью «камешка».
Аналогично поступает персонаж 7, он воспринимает персонажа X, но не
воспринимает себя. Персонажа Х он фиксирует посредством другого «камешка».
Но «планшет» — достояние обоих. Он превращает их в единую систему. Если
каждый из персонажей в отдельности имел лишь «образ» другого, то вместе они
владеют двумя «образами». И, тем самым, каждый из них в отдельности также
становятся обладателем двух образов: себя самого и партнера (рис. 51). Итак, мы
видим, что возможно построение модели происхождения индивидуальной рефлексии в
кооперативной деятельности—общении на «знаковом планшете». Конечно, это лишь
набросок модели. Мы совершенно не коснулись вопроса, как происходит процесс
«самоотождествления». Эта модель позволяет по-новому подойти к проблеме
происхождения языка.
Основная трудность этой проблемы заключается в невозможности выведения языка
из систем сигнализации животных. Сигнал животного направлен на «включение»
определенного действия. Он лишен функции «обозначения» некоторого предмета или
явления. Знаки же языка воспринимаются нами как отнесенные в значительной
степени к полю вещей. Да и сами действия фиксируются в языке как
своеобразные вещи. Делались многочисленные попытки преодолеть эту трудность и
вывести язык из системы сигнализации. Нам этот путь представляется
бесперспективным.
Обратимся к нашей схеме общения на модели. Представим себе, что эта
модель—своеобразная стационарная установка. Чтобы общаться, нужно приходить в
определенное место и занимать определенную «рабочую» позицию.
Представим себе ситуацию, когда эту установку необходимо переместить в
пространстве?. Для этого ее необходимо сначала демонтировать, а потом
смонтировать на новом месте. Для того, чтобы 'смонтировать ее на новом месте,
необходима специальная «маркировка» разобранных детален. Разобранную установку
можно рассматривать как развернутую в линию последовательность маркированных
деталей планшета. Эта последовательность и является уже, по существу, феноменом
языка. Язык — это поток демонтированных элементов. В процессе филогенеза
каждому элементу демонтированной системы ставится в соответствие некоторый
«звук». По существу, «звуковой язык» представляет собой код, фиксирующий не
элементы реального мира, а элементы демонтированного планшета и маркировку. В
процессе филогенеза планшет и деятельность его демонтажа и монтажа
интериоризируются. Общение перестает требовать внешней «технической установки».
Речевой акт выступает как средство передачи маркированных деталей
демонтированной модели говорящего, а процесс понимания—как процедура монтажа из
этих деталей некоторой конфигурации на планшете.
Подчеркнем наиболее существенное в этой схеме. Элементы языка не имеют
аналогов в реальном мире. Их аналоги—элементы планшета, который сам как целое
уже непосредственно соотносим с действительностью.
Выделение в качестве первичного средства общения модели, на которой
представлены общающиеся персонажи без всякого «языкового сопровождения»,
позволяет по-новому поставить проблему общения с дельфинами.? Для этого
необходимо создать специальные средства индикации, которые позволили бы, с
учетом рецепторных особенностей, воспринимать дельфину самого себя и
экспериментатора как элементы внешней модели. Общение должно выступать как
совместное манипулирование с этой моделью. Если, например, экспериментатор
желает встретиться с дельфином в определенной точке бассейна, он должен на
модели переместить макет самого себя в эту точку, а затем переместить в нее
макет, изображающий дельфина. Если подобного рода эксперименты увенчаются
успехом, это будет свидетельством контакта двух различных цивилизаций.
Глава VII. ОБЪЕКТЫ КАК СИСТЕМЫ
Каждое поколение исследователей убеждено в том,. что та картина мира,
которой оно располагает, схватывает основные принципиальные черты реальности,
что хотя она и недостаточно полна, но в принципе может быть реконструирована,
дополнена и доведена до совершенства. Лет сорок тому назад было выдвинуто
предположение, что в развитии теорий есть особая закономерность: предыдущая
должна являться своеобразным «предельным случаем» последующей. В основе этого
предположения фактически лежит идея аппроксимации, а именно: каждая теория в
|
|