|
светильники как средство рефлексивного управления своим противником — армией
мадианитян [7]. По штатным нормам того времени на каждую сотню бойцов полагался
один трубач и один факельщик. Гедеон исходил из того, что предводителям
мадианитян известна эта норма и, кроме того, что они владеют хотя бы основами
арифметики. Гедеон снабдил каждого из трехсот своих воинов светильником и
трубой. Он полагал, что противник произведет следующую выкладку: 300х100=
=30000 — столько человек в противостоящей армии, откуда выведет цель — избежать
вооруженного столкновения (как известно, мадианитяне обратились в бегство) .
Противнику передавался «репер» R — светильники. По этому «реперу» дедуктивно
выводилась картина плацдарма, а из картины плацдарма—цель. Последовательность
«превращения» и выводов такова:
Рассуждение Гедеона Рассуждение мадианитян
Фактически произошла передача цели, но эта цель была передана посредством
передачи картины плацдарма, а сама эта картина была передана посредством
передачи репера. Рефлексивное управление такого типа целесообразно изображать
так:
Рефлексивное управление в конфликте, протекающем в рамках многочлена
Q=T+{T+Tx}y+[T+ (Т+Тх)у]х.
Персонаж Х потенциально может построить систему рефлексивного управления,
которое описывается превращением
(Т+Тх)ух—>(Т+Тх)у,
т.е. могут произойти такие превращения:
Тух—>Ту, Тхух—>Тху
Раскроем последнее из этих превращений:
Пхух—>Пху, Цхух—>Цху, Дхух—>Дxy.
Рефлексивное управление посредством превращения Пхух==>Пху. Это управление
представляет собой передачу противнику якобы своего взгляда на плацдарм.
Передача может быть осуществлена сознательным подбросом ему соответствующей
документации. Кроме того, рефлексивным управлением такого типа будет
«подтверждение» того, что замаскированные объекты противника не вскрыты (хотя
на самом деле они вскрыты), а «ложные объекты», построенные противником,
восприняты как «настоящие объекты», хотя на самом деле их ложность установлена.
.
Рефлексивное управление посредством превращения Цхух =>Цху. Примером
управления подобного типа является движение баскетболиста, когда он делает
рывок влево и тем самым формирует у противника убеждение в том, будто его цель
состоит в том, чтобы обойти противника слева, в действительности же он обходит
его справа.
Рефлексивное управление посредством превращения Дхух=>Дху. Рассмотрим
следующий условный конфликт: Х—преследователь с пистолетом, Y—преследуемый.
Игрок Y «ныряет» в пещеру, у которой шесть выходов (рис. 21). Игрок Х может
поразить Y лишь в том случае, если займет такой выход, из которого
простреливается выход, выбранный Y. Пусть карта прострела такая как на рис. 22.
Каждой стрелке соответствует возможность прострела. Пусть действие Х
заключается в том, что он доводит до сведения Y, что будет выбирать выход с
помощью игральной кости. Пусть доктрина Y заключается в нахождении вероятностей
поражения выходов и выборе того из них, вероятность поражения которого
минимальна. Поскольку выбор преследователем каждого вывода равновероятен, то Y
выбирает выход 6, ибо его поражение при данных условиях наименее вероятно, так
как это единственный выход, поражаемый лишь из единственного выхода (4). Все
остальные выходы поражаются по крайней мере из двух выходов. Х не собирается в
действительности бросать игральную кость. Он дедуктивно выводит, что поскольку
его противник исходит из того, будто бы. он собирается бросать игральную кость,
то противник однозначно выведет необходимость выбора именно выхода 6. Поэтому Х
занимает выход 4 и побеждает.
В рамках рассматриваемой рефлексивной структуры существует значительное
число разнообразных видов рефлексивного управления. Например, если Х и Y—две
противостоящие армии, то необходимо отметить, что многие боевые операции Х
выполняют две функции:
с одной стороны, воздействие на противника Y своими ударными силами, с
другой—сама конфигурация и движение ударных сил Х должны представлять
своеобразный текст, прочтя который на своем планшете, противник Y должен по
замыслу Х прийти ко вполне определенным заключениям о целях X. Цепочка выводов
и превращений такова:
Поскольку своя собственная цель передается противнику посредством передачи
ему своей картины плацдарма, этот тип рефлексивного управления мы будем
изображать следующим образом:
Например, Х сосредоточивает свою артиллерию не с целью нанести удар, а с
целью заставить своего противника Y вывести, будто бы Х собирается нанести удар.
Значительную часть сил активная сторона тратит на формирование из своего
«тела» текста, обращенного к противнику.
Бывают такие обстоятельства, когда сторона Х не может избежать адекватного
превращения Пх—>Пху. При этом во многих случаях сторона Y способна вскрыть цель
|
|