|
познает
подделки!..».
И действительно, ван Меегерен победил, как побеждали многие другие
талантливые фальсификаторы. Однако история поддельных шедевров знает и немало
провалов. Нетрудно изобразить схему провала. Вот она:
Txzy ? Txzyz
История Меегерена имеет необычный конец. В 1945 г. он был арестован
нидерландской военной полицией и ему были предъявлены тяжкие обвинения.
«— Признаете ли вы себя виновным в коллаборационизме и пособничестве
немецким оккупантам? Признаетесь ли в том, что в 1943 году... вы продали в
коллекцию рейхсмаршала Генриха Геринга картину художника Яна Вермеера
Дельфтского «Христос и грешница»? За эту картину Геринг заплатил один миллион
650 тысяч гульденов, из которых Вы — за вычетом комиссионных — получили миллион
гульденов».
Ван Меегерен вынужден был признаться. Он понимал, что ему грозит, и он
использовал последний шанс.
— Нет, национальное достояние Голландии не потерпело ущерба. Свое
золото Геринг отдал не за подлинный шедевр, а за фальшивку, подделку. «Христа и
грешницу» написал не Вермеер, а я, ван Меегерен».
И хотя он сказал правду, ему никто не поверил. Теперь он должен был
доказать, что великолепные картины Вермеера — подделка, что он их автор.
Следствие еще не было закончено, но ван Меегерена освободили под залог
до суда. В его мастерскую на Кайзерсграх
? Конец страницы 48 ?
? Начало страницы 49 ?
доставили старый холст, необходимые кисти и краски. Художник углубился в работу.
Это был его последний козырь в игре. В крупной игре, ибо ставкой был не
очередной миллион гульденов, а жизнь автора. Ван Меегерен писал своего седьмого
и последнего «Вермеера»... Крупнейшие специалисты признали, что Хан ван
Меегерен может быть автором фальшивых Вермееров.
Но был ли он им? На этот вопрос должна ответить авторитетная комиссия
экспертов, возглавленная директором брюссельского Института художественного
наследия профессором Полем Коремансом. Видные искусствоведы, реставраторы,
знатоки техники старых мастеров обстоятельно изучили шесть «Вермееров» и двух
«де Хоохов». В арсенал исследователей входили все новейшие технические средства
— рентген, микрохимический анализ и т. д. Наконец, комиссия обнародовала свое
заключение: все картины исполнены художником середины XX столетия — Ханом ван
Меегереном.
В этом последнем конфликте ван Меегерен — эксперты художник должен был
сформировать у экспертов убеждение в том, что он, Меегерен, действительный
автор подделок Вермеера. Схема рефлексивного управления, обеспечивающая
формирование этого убеждения, выглядит так:
Txzyzy ? Txzyz
В правой части этого выражения z «видит» подлинного фальсификатора.
Нетрудно вообразить себе некоего фальсификатора Y1 который занят
подделкой подделок Меегерена, то есть который выдает свои произведения за
подлинного Меегерена — Вермеера. Его победа над экспертами обеспечивается
выражением
Txzyzy1 ? Txzyz,
а его провал
Txzyzy1 ? Txzyzy1z.
Понятно, что с подобными сложными рефлексивными структурами приходится
иметь дело не только экспертам-искусствоведам, но и специалистам-криминологам.
Возможные приложения
До сих пор мы интерпретировали взаимодействие «голов» нашего
многоголового человечка как конфликт. Головы вступали в антагонистические
взаимоотношения и главным инструментом достижения превосходства была ложь.
Вообще понятие рефлексивного управления по существу вырастает из понятия «лжи»,
для этого последнее понятие должно быть
? Конец страницы 49 ?
? Начало страницы 50 ?
лишено своего социально-этического обрамления1. Эксплуатация лжи в обществе
регламентируется разветвленными системами этических норм; одни употребления лжи
официально запрещены и караются общественными и государственными институтами,
другие, наоборот, разрешены и, более того, владению ими специально учат («ложь»
в спортивных состязаниях, оперативное искусство и т. д.). Эксплуатация
рефлексивного управления, не окрашенного черной краской лжи, фактически не
встречает препятствий. Стандартные схемы рефлексивного управления охватывают
значительно более широкий круг социальных явлений, чем конфликтующие системы.
Прежде всег
|
|