|
лько процедуру принятия решения, но
и сам процесс рефлексивного управления. Пусть, например, X пытается проводить
рефлексивное управление:
Пух ? Пу
Цух ? Цу
Дух ? Ду
Это — превращения, которые происходят с его точки зрения. Если Y
проимитировал их, то в действительности имеет место:
Пух ? Пуху
Цух ? Цуху
Дух ? Духу
Это — «провал» рефлексивного управления. Фактически X передал Y свою
точку зрения на его элементы (точнее, «а те элементы Y, которые с точки зрения
X должны сформироваться у У в результате специальных действий X). Y может
построить свою систему рефлексивного управления, используя систему
рефлексивного управления своего противника как особый информационный канал.
Задача Y в случае, когда X проводит рефлексивное управление, облегчается,
поскольку X сообщает Y часть данных, необходимых для принятия решения. Схема
предельно возможной взаимной передачи такова:
В том случае, если противник не проводит рефлексивного управления,
стрелок, идущих вверх, нет и Y необходимо ввести
? Конец страницы 42 ?
? Начало страницы 43 ?
дополнительные каналы рефлексивного управления:
Шахматисту поймать в ловушку партнера куда легче, если эта ловушка
строится на изъянах рассуждения партнера, стремящегося поставить ловушку.
Вероятно, аналогичным образом можно объяснить тот факт, что попытки перехитрить
достаточно хитрого врага ведут к краху скорее, нежели «пассивное сопротивление».
Рефлексивное управление противником, доктриной которого является теория
игр. Теория игр — одно из средств выработки решений. По убеждению многих
исследователей операций, теория игр дает возможность находить оптимальные
решения, и игрок якобы гарантирует себе запланированный минимум. В
действительности же игрок, выбравший такую четкую доктрину, может сделаться
объектом рефлексивного управления. Теория игр, как и любой математический
аппарат, может быть применена лишь тогда, когда действительность отображена на
«планшет» и особым образом схематизирована. Рассмотрим следующий пример.
Пусть X и У противники. Игроку Y известно, что X в качестве доктрины
использует теорию игр. Пусть X и Y собираются воевать в воздухе. X имеет два
подразделения: в первом подразделении 8 самолетов, во втором 4 самолета. Y.
имеет также два подразделения: в первом подразделении 10 самолетов, во втором 2
самолета.
Пусть правила игры таковы:
а) каждый из противников может поднять в воздух только одно из
перечисленных подразделений;
б) если в воздух одновременно поднялись как подразделение X, так и
подразделение Y, то происходит бой. Победа достается тому, кто поднимает в
воздух подразделение, содержащее больше самолетов, и выигрыш равен количеству
«избыточных»» самолетов;
в) если хотя бы один игрок не поднимет в воздух самолеты, то игра
оканчивается вничью, выигрыш каждого равен 0.
Y рассуждает следующим образом: пусть X известны действительные
количества самолетов в подразделениях, тогда X произведет следующую
схематизацию:
а) Стратегии X:
1) поднять в воздух подразделение из 8 самолетов;
2) поднять в воздух подразделение из 4 самолетов;
3) не поднимать в воздух самолеты.
? Конец страницы 43 ?
? Начало страницы 44 ?
б) Стратегии Y:
1) поднять в воздух 10 самолетов,
2) поднять в воздух 2 самолета,
3) не поднимать в воздух самолетов, и строит матрицу
Y1231- 2+60X 2— 6+203000
Положительные значения соответствуют выигрышу X, отрицательные — выигрышу Y.
Рассматривая эту матрицу, X приходит к выводу, что следует избрать
стратегию 3, поскольку в этом случае он гарантирует себя от проигрыша, в
противном случае он понесет ущерб, так как ясно, что Y выберет стратегию 1.
Проимитировав это рассуждение, Y начнет анализировать принцип, которым
руководствуется X, составляя платежную матрицу. Предположим, X производит
фотографирование плацдарма с аэростата. Затем X выделяет на фотографиях
пространственно локализованные группы самолетов и отождествляет их с
подразделениями. Информация о способе оперирования X с планшетом дает
возможность Y произвести рефлексивное управление. Y локализует свои самолеты на
плацдарме не в соответствии с их принадлежностью к подразделениям, а образует
смешанные пространственные группы. В одну группу он собирает 7 самолетов, в
другую 5 самолетов (но поднимать в воздух он имеет право только полное
подразделение). X производит фотографирование плацдарма, получает на Пх две
группы самолетов, отождествляет их с подразделениями и производит схематизацию:
а) Стратегии У:
1) поднять в воздух 7 самолетов;
2) поднять в во
|
|