|
нять
решение и сталкивается с непрерывными противоречиями. Оба варианта решения
одинаково неубедительны. Чтобы выявить причину парадокса, представим себе
следующую ситуацию: пусть эти двое, вооруженные пистолетами, разделены
перегородкой из тонкой зеркальной фольги, которая не является препятствием для
пули. Игрок видит свое отражение в зеркале и рассматривает его как модель
? Конец страницы 31 ?
? Начало страницы 32 ?
своего противника1. Он медленно поднимает пистолет и видит, что модель
противника также поднимает пистолет. Игрок понимает, что если он нажмет на
крючок, то и модель нажмет на крючок. Поскольку эта модель—единственное
средство прогнозировать поведение противника, то свой выстрел порождает выстрел
модели. Игрок медленно опускает пистолет, противник делает то же самое. «Я
сейчас его обману», — думает игрок и тут же видит хитроватое выражение лица
модели и предупредительное движение пистолета.
Рассуждение игрока, приведенное выше, рождено именно такой ситуацией с
зеркалом. Здесь игрок пользуется самим собой как моделью своего противника.
Любая мысль, которая приходит ему в голову, автоматически приходит в голову его
сопернику. Игроки стоят друг перед другом, синхронно реагируют и синхронно
читают мысли друг друга. Игрока X в этой драматической ситуации можно
изобразить символической суммой:
Тот факт, что игрок стоит перед зеркалом, фиксируется симметрией
каждого слагаемого, заключенного в скобки, относительно индексов х и у. Каждое
слагаемое в (24) мы можем интерпретировать как своеобразные «кадры» мысли,
«пробегающие» в сознании игроков, как сменяющие друг друга кадры кинофильма.
Очевидно, что игрок, на «экране» которого пробегают подобные кадры, может
вывести, что сам факт выстрела является приговором самому себе, и примет
решение, исходя из этого вывода. В этой особенности синхронных рассуждений и
кроется причина парадоксов типа «дилеммы заключенного». Другими словами,
логическая природа этой дилеммы может быть объяснена самим механизмом принятия
решения игроками, механизмом, осуществляющимся по схеме (24).
Используя ранее введенную символику, мы можем изобразить динамический
процесс во внутреннем мире игрока, находящегося в состоянии «дилеммы
заключенного», следующим образом:
Мышление игроков и принципы теории игр
Рефлексивная схематизация конфликта, как показывает последний пример,
позволяет обнаруживать некоторые чистые и, в известном смысле, универсальные
механизмы мыш-
______________________________________
1 Заметим кстати, зеркало — мощнейшая моделирующая машина, более
быстродействующая и емкая, чем цифровые вычислительные машины.
? Конец страницы 32 ?
? Начало страницы 33 ?
ления игроков. Это дает сразу два преимущества: во-первых, становится ясной
логическая подоплека принимаемых решений, во-вторых, создаются благоприятные
условия для самостоятельного исследования социально-этической и психологической
оболочки конфликта. В итоге и исследователь операций, и психолог получают в
свое распоряжение инструмент объективного анализа некоторых сторон
субъективного мира игрока.
Рефлексивный анализ позволяет получить также логическое обоснование
некоторых теоретико-игровых принципов. Как известно, большая часть результатов
теории игр получена на основе принципа максимина. Этот принцип диктует выбор
такого решения, при котором обеспечивается гарантированный результат:
выбирается стратегия, приводящая К наилучшему из наихуд
|
|