|
Немецкий конфликтолог сам не предает забвению понятие «класс», а вкладывает
в него иное содержание. Это — «большинство», «класс большинства», но
необязательно людей наемного труда, а тех, кто обрел относительно «удобное»
существование, в отличие от оставшегося за его пределами меньшинства. «Класс
большинства защищает свои интересы так же, как раньше это делали другие
правящие классы».13 В современном обществе, пишет Дарендорф, «в определенном
смысле случилось прямо противоположное» тому, о чем писал Маркс.. «подавляющее
большинство людей обрело относительно удобное существование ... проводит
границы, оставляя кого-то за их пределами». «Как и прежние господствующие
классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы
«впустить» только тех, кто приемлет их ценности».14 Причем, «класс большинства»
проводит границы не только горизонтальные, но вертикальные. Немец-
Основы конфликтологии 154
кий конфликтолог отмечает также, что происходит индивидуализация конфликта.
Индивидуальная мобильность занимает место классовой борьбы.
Еще одна особенность современного социально го конфликта, по мнению
Дарендорфа, заключается в том, что из всех его видов суть процессов,
происходящих в современном обществе, проясняет-конфликт между богатством и
гражданскими правами, или иначе — «между ресурсом и притязаниями». Современная,
форма воплощения конфликта -«аномия», что означает временную утрату социальными
нормами своей действенности в результате экономического или политического
кризиса. Это
— «конфликт культуры» (Мертон), когда люди в силу своего общественного
положения не способны подчиняться ценностно-нормативной системе общества.
Наконец, в 80-е годы, подчеркивает Дарендорф, получил почти повсеместно
распространение конфликт на расовой основе. Подобное явление — шаг назад в
истории развития гражданского общества.
О овоеобразии современного социального конфликта, характерном, по крайней
мере, для разви-тых еврспейских стран, пишут и другие авторы. В
-частности, французский социолог Турен А. отмечает, что формирование
постиндустриального общества стимулирует восприятие и изучение новых акторов и
их конфликтов. Ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован
как
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ВОКРУГ КОТОРОГО KОН-
центрируются все остальные.15 Он описывает три типа современного социального
конфликта: 1) Коллективное поведение как конфликтное действие,
характеризующееся тем, что направлено на защиту, реконструирование или
адаптирование слабого элемента социальной системы.
155 Лекция 4
2) Социальные конфликты — механизмы изменения принятия решений, т.е.
политические. Это — социальная борьба.
3) Конфликтные действия, направленные на изменение системы социального
детерминирования, т.е. господства и подчинения, и касающиеся главнейших
ресурсов общества (знаний, производства, этических норм). Это — социальное
движение.
Во всяком конфликте имеет место не только борьба за господство, но и за
ценности, за доминирование определенной культурной модели.
Турен А. особо рассматривает социальное движение как тип конфликта. Он
отмечает, что социальное движение — не только конфликт, но также привнесение в
общество новых ценностей и целей. Современные социальные движения могут
конструировать себя из любой социальной «смеси». Стало быть, они носят не
только классовый характер. Главная отличительная черта этих движений — они
«чисто социальные» и «диффузные», тогда как рабочее движение в прошлом было
концентрированным. Автор подчеркивает различие социальных и политических
движений в современную эпоху и в то же время отмечает былую подчиненность
первых политическому действию в индустриальном обществе. Единство социального и
политического движения как революционного процесса было порождено идеей
социализма, классовой борьбы и революции. Социальное движение в настоящее время
занимает центральное место в общественном процессе и является базовым условием
демократичности политической ЖИЗНИ.16
Основы конфликтологии 156
Широко распространена среди западных конф-ликтологов точка зрения, согласно
которой конфликтные отношения, обусловленные классовым «расколом», вытесняются
более ограниченными и более специфическими отношениями групп по интересам.
Высокая социальная мобильность в развитых странах (вертикальная и
горизонтальная) порождает веер таких групп и отношений. Общество не
поляризируется по линии одного противоречия и одного основополагающего
конфликта. Такое общество социально плюралистично; ему присущи многие
противоречия, ни одно из которых не делает его расколотым.
Многообразие конфликтов в плюралистическом обществе характеризует
совокупность взаимопересекающихся интересов. Противоречия здесь размежевывают
общественные группы не в целом, в их основе, а касаются различных сторон в
жизнедеятельности этих групп при идентичности их сущности. Общественные силы в
демократических системах находятся в разнокачественных, разноплановых связях
между собой. Одни из этих связей выступают как противоречия, а другие — нет.
Словом, противоположности в одном отношении перекрываются единством в другом.
Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в постоянно
|
|