|
непримиримым, эти две силы не могли ужиться между собою, и должна была начаться
борьба не на жизнь, а на смерть, и окончиться полной победой той или другой
стороны, то по иному сценарию протекало противоборство между католичеством и
протестантизмом. Борьба шла в пределах одних и тех же основных догматов веры,
одного и того же учения Христа. Протестантизм завоевал себе самостоятельность
как одна из ветвей христианства, не переставая в последующем столетии выступать
против католической веры и церкви. Тем же ему отвечало и католичество.
Враждующие стороны разошлись, но обе остались христианскими религиями.
Корректно ли характеризовать итог данного «векового конфликта» по схеме
«победитель—побежденный» или «выигрыш—проигрыш»? Думается, что нет. Подобная
ситуация постоянно возникает, как только в конфликте оказываются
противоположные идеологии.
Ошибочно рассматривать с позиции формулы «победитель—побежденный» или
«выигрыш—проигрыш» любой компромисс, а тем более консенсус. Словом, нужны для
описания отмеченных конфликтов иные понятия, глубже и всестороннее отражающие
специфическое многообразие общественных, групповых и индивидуальных
противостояний. На-
Лекция 3
пример, такие понятия: «максимальный выигрыш»-«минимальный выигрыш», «взаимная
нейтрализация», «сочетание выигрыша и проигрыша», «синтез (единство)
конфликтующих противоположностей». Кстати говоря, последняя формула — это
философ-ско-диалектическое обобщение взаимодействия любых противоположных
явлений и процессов. В общественной жизни встречаются конфликтные формы,
развивающиеся и разрешающиеся путем сближения и слияния в новое, более высокое
по уровню организации и развития, состояние общественных отношений,
политического устройства. Такой исход конфликта реализуется при наличии
ситуаций, когда существует некоторая общность интересов и ценностей, а также
известная взаимная зависимость конфликтантов и объективная потребность в их
союзе, проявляется желание идти на согласие.
Чтобы читателю были более понятны наши общие рассуждения, обратимся к
анализу некоторых исторических событий, подтверждающих необходимость
творческого подхода к определению понятий конфликтных процессов.
Как известно, так называемая Смута в России (начало XVII в.) закончилась
утверждением династии Романовых. В 1613 г. Земский собор избрал русским царем
Михаила Романова, шестнадцатилетнего юношу. Многолетний политический конфликт,
грозивший, в случае его продолжения, гибе-лью российского государства,
завершился на благо веек россиян.
В русской исторической и политической литературе установление нового
государственного устройства и форма разрешения всеобщей коллизии описываются
по-разному. В частности, Карамзин в произведении «О древней и новой России в ее
поли-
Основы конфликтологии 132
тическом и гражданском отношениях» писал: «Все хотели одного — целости, блага
России. Не блистало вокруг оружие; не было ни угроз, ни подкупа, ни
противоречий, ни сомнения. Избрали юношу почти отрока, удаленного от света,
почти силою извлекли его из объятий устрашенной матери-инокини и возвели на
Престол, орошенный кровию Лжедмитрия и слезами Шуйского».23
Видение этого исторического события писателем-философом Герценом значительно
глубже, а не скользит по внешней эмоциональной стороне процесса, не
ограничивается изображением народного чувства. «Народ, уставший от смуты, от
претендентов на престол, от войны, от грабежа, хотел покоя любой ценой.
Тогда-то и было проведено это поспешное избрание, вопреки всякой законности и
без согласия народа — царем всея Руси провозгласили молодого Романова. Выбор
пал на него потому, что благодаря юному возрасту, он не внушал подозрений ни
одной партии. То было избрание, продиктованное усталостью».24
Исследуя причины Смуты и процесс ее преодоления, историк Ключевский излагает
свое понимание разрешения российского государственного конфликта. Главное для
историка Ключевского — выяснение того, что составляло стержневую линию
конфликта и кто был враждующими социальными силами. Первое, по его мнению, —
непримиримые противоречия между политическими группировками бояр, стремившихся
иметь на троне своего царя. В политическую борьбу бояр втягивались и низшие
слои населения. «Каждый класс искал своего царя или ставил своего кандидата на
царство, эти цари и кандидаты были только знаменем, под которым шли друг на
друга разные политические
133 . ...________Лекция 3
стремления, а потом разные классы русского общества». Однако опасность гибели
страны была столь велика и ощутима боярскими кругами, да и низшими классами,
что вражда не затмила общее желание найти путь соглашения непримиримых
интересов во имя сохранения самого государства, «во имя нового государственного
порядка».23
Несмотря на существенное различие в описании характера, причин и движущих
сил разрешения конфликта, прослеживается одна общая мысль: беспрецедентный для
России факт выхода из политического кризиса без насилия и крови. Вдумаемся в
форму завершения многолетней политической борьбы. Она может быть
охарактеризована как модель: «максимальный выигрыш — минимальный выигрыш».
Народ устал от смуты, от вражды, он хотел покоя «любой ценой». Господствующий
класс, его непримиримые группировки также не желали продолжения состояния
|
|