|
«бедность и лишения», не совершаются. Конечно, роль инстинктов в возникновении
определенных конфликтов, скажем, национальных или семейных, отрицать нельзя,
хотя решающее значение в их возникновении все же принадлежит социальным
факторам, в частности, неудовлетворенным социальным потребностям. Ведь и
инстинкты у человека очеловечиваются, наполняются социальным содержанием и, как
правило, скрыты за социальной формой, связаны с интересами, стремлениями,
ожиданиями, претензиями и т.п.
Социальное неравенство порождает широкое многообразие конфликтов, поскольку
образует питательную базу для формирования противоречивых интересов, ценностей
и образов жизни. Каким бы ни было нежелательным явлением для большинства народа
неравенство, оно реальность. Человечество всегда стремилось ограничить
неравенство. Свою мечту оно выразило в религиозном веровании о равенстве всех
перед богом, в социалистической идее уничтожения эксплуатации человека
человеком и
Лекция 3
замены отношений господства сотрудничеством и взаимопомощью свободных людей. К
сожалению, пока эти мечты и идеи до сих пор остаются нереализованными. В
странах госсоциализма вместо одного типа господства (имущего класса)
сформировался другой тип — господство государственно-партийной бюрократии.
Неравенство стремились заменить уравниловкой, вульгарно понятым равенством.
Сказанное не означает, что социально-классовому неравенству вообще нет
альтернативы, как считают либералы. Она, по-видимому, есть. По крайней мере
одна из форм равенства найдена давно — это равенство всех перед законом, что
зафиксировано в норме «социальная справедливость».
Если минусы социального неравенства очевидны, то неверно отрицать и его
плюсы. Противоречивость интересов, связанная с неравенством, порождает
соревновательность между людьми, перерастающую в конкуренцию. Последняя
выступала и выступает мощной движущей силой технического и экономического
прогресса. Печальный опыт госсоциализма показал, что «товарищеское»
соревнование во многом уступает по своему движущему эффекту и потенциалу
конкуренции, хотя ее разрушительное влияние, особенно на духовную культуру,
велико.
Социальное неравенство и связанные с ним отношения господства в обществе в
какой-то степени уравновешиваются демократическими принципами организации
власти и управления. Однако сами эти принципы и реальные демократические
структуры также являются базой конфликтов. Возьмем, к примеру, принцип
большинства, составляющий серд-цевину демократии. Подчинение большинства
меньшинству вовсе не бесконфликтно. Меньшинство
Основы конфликтологии 92
может согласиться с волей большинства, а может и не согласиться. Решение
большинства нередко превращается в диктат его, в тиранию массы, что умело
используют тоталитарные режимы. Даже, если демократия реализуется как система и
учитываются интересы меньшинства, она остается формой осуществления власти, а
стало быть, известного принуждения. Сочетание, согласия и принуждения — ядро
властеотношений.
Демократия — это определенное состояние взаимодействия государства и
гражданского общества, опять-таки основано на противоречиях. Политическая
власть стремится распространить свое влияние на все общественные отношения,
включая институты гражданского общества. Вместе с тем последние сохраняют свое
качество, пока действуют самостоятельно, вне сферы непосредственного влияния
государства. В перекрестке этого противоречия постоянно зарождаются конфликты.
Полем противоборства в данном случае являются гражданские права человека. А.
Турен пишет, что по мере того, как реальность классовой борьбы становится все
слабее на Западе, «тема человеческих прав вновь обретает свое значение,
возрождая традиционную борьбу гражданского общества ... против государства...».
Борьба «гражданина против государства превалирует сегодня над борьбой рабочего
против своего босса».4
В настоящее время, по мнению ряда исследователей, «яблоком раздора»,
источником конфликтов выступает политическая власть. Через власть, при ее
помощи защищаются и реализуются интересы одних групп населения и подавляются
интересы других. Роль государственной власти не уменьшается, а возрастает.
93____: _____ ______Лекция 3
Объективным источником конфликтов выступает ценностно-нормативная система
общества. В любом конфликте наряду с борьбой за те или иные блага присутствует
соперничество из-за ценностей, в том числе культурных образцов. Изменения,
происходящие в обществе, вызывают необходимость в преобразовании
нормативно-ценностной системы. Кроме того, в обществе постоянно сосуществуют
культура и субкультуры, соперничая между собой. Чем значительнее перемены, тем
чаще конфликты. Переходные периоды полны ими. Рушатся старые связи, ценности и
нормы; рушатся судьбы многих людей и даже групп, становятся хозяевами жизни
другие группы и поколения. В этих условиях неизбежны противоречия между
ожиданиями и их реализацией. Несоответствие результатов перемен ожиданиям,
разрыв между претензиями и возможностями для их удовлетворения создают
конфликтные ситуации. Шахтеры Воркуты, Кузбасса и других регионов страны в
начале 90-х годов выступили главной ударной силой против советского строя,
госсоциализма. А теперь они конфликтуют с новым политическим режимом,
недовольны его деятельностью. Результаты коренных перемен в стране оказались не
|
|