|
извне противоборство субъектов, проходит через их сознание и самосознание и
приобретает вид, зависящий от многих обстоятельств, в первую очередь — от
уровня культуры человека. В-четвертых, учитывая то обстоятельство, что социум
сложен и происходящие в нем процессы представляют сочетание конфликтной и
функциональной форм, следует при анализе детерминации конфликтов учитывать как
временно действующие причины и условия, так и постоянно возобновляющиеся. Что
же делает человеческие интересы; противоположными, а вместе с ними
взаимоисключающими цели и ориентации? В первую очередь, конечно же, реальное
положение людей в общественной системе разделения труда, отношений
собственности, системе власти, доступа к распределению благ, к ценностям. Если
существующая система общественного производства и социальных отношений такова,
что она создает базу для удовлетворения потребностей и интересов одних за счет
ущемления других, если ценности одних навязыва-
Основы конфликтологии 88
ются другим, то такое состояние чревато конфликтами.
Отношения господства как права одних властво
вать над другими были и остаются характерными
для всех общественных систем. Они по природе сво
ей противоречивы, являются базой для конфликта.
Отношения господства составляют механизм раз
личных форм социальной власти. Они обусловли
вают асимметрию социальной структуры общества,
иначе говоря, социальное неравенство, выражаю
щееся в разделении общества на господствующее
меньшинство и подчиненное большинство. Отноше
ние господства может восприниматься большин
ством как норма, в силу традиции, закрепления
правом, освещения авторитетом вождя, элиты, на
конец, идеологии. И тогда конфликтность существу
ет лишь в потенции, только как функциональное и
структурное противоречие. В случае ограничения
или утери легитимности (признания большинством)
данной системы господства противоречия этой сис
темы развиваются в конфликт или в цепь конфлик
тов.
Биполярная социальная структура общества — крайний вариант ее асимметричного
строения. Классовый конфликт — ее существенный признак. В таком направлении
движется в настоящее время российское общество, становясь все более
неоднородным, антагонистически-противоречивым.
Социально неоднородная структура общества, существующее социальное
неравенство содержит в себе противоречие, прямо не связанные с отношениями
господства и подчинения, а обусловленные различиями в удовлетворении жизненно
необходимых потребностей. Уровень удовлетворения базовых потребностей, отмечает
Здравомыслов А.Г., неоди-
89____________Лекция 3
наков; в обществе имеет место подавление некоторых потребностей у тех или иных
групп населения. Имеются в виду потребности в пище, жилище, в трудовой
деятельности, необходимой для жизнеобеспечения, в самовыражении, в элементарных
социальных правах и свободах и др. Естественно, люди стремятся к нормальной
жизнедеятельности, неудовлетворенные потребности оказываются в сфере интересов.
Формируются группы с такими интересами. При определенных условиях они
институ-ционализируются, обретают свои организации. Отсюда вырастает
соперничество за доступ к благам, власти. Соперничество развивается в конфликт.
Автор ссылается на Питирима Сорокина, который демонстрирует такой подход при
характеристике причин конфликтов и революций. «Непосредственной предпосылкой
всякой революции, — писал П.Сорокин, — всегда было увеличение подавленных
базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже
минимального их удовлетворения ... Если пищеварительный рефлекс доброй части
населения «подавляется» голодом, то налицо одна из причин восстаний и
революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями,
массовыми убийствами, то налицо другая причина революции ... Если «подавляются»
собственнические инстинкты масс, господствует бедность и лишения ... то мы
имеем еще одну причину революции.»2
Корифей американской социологии в данных рассуждениях не оригинален.
Инстинктами объяснял конфликты в обществе итальянский политолог Г. Москва.
Людям «присуща естественная склонность к борьбе»... «Составляющие группу
индивиды испытывают взаимное чувство братства и общ-
Основы конфликтологии 9О
ности и проявляют свои воинственные инстинкты по отношению к тем, кто входит в
другие группы. Этот инстинкт стадности, борьбы против других групп является
первопричиной и естественным основанием внешних конфликтов между различными
обществами; он же лежит в основе создания всех образований и подразделений —
всех фракций, сект, партий ... возникающих в данном обществе и вызывающих не
только «моральные конфликты».3
Едва ли корректно объяснять социальные конфликты и, тем более, революции
только инстинктами. У большей части населения Земли «базовые инстинкты»
подавляются, тем не менее революции в большинстве стран, где господствует
|
|