|
88—1939). Он
показал, что совместная деятельность людей, имеющих общие задачи, преобразует
группу подростков с внутренне конфликтными отношениями в единый коллектив лучше
всякого кнута и пряника.
Среди западных исследователей следует отметить прежде всего эксперименты М.
Шерифа с коллегами, проведенные в конце 40-х — начале 50-х годов1. Их цель
состояла в изучении формирования групповых норм и динамики конфликта — его
возникновения, развития и разрешения. В качестве испытуемых выступали мальчики
9 — 12 лет, подбираемые таким образом, что все они были ранее не знакомы между
собой, имели примерно равное социальное положение и психическое здоровье.
Мальчикам было сказано, что в лагерях, где они будут жить, изучаются формы
организации работы. При этом сами лагеря были расположены в дали от населенных
пунктов, что позволяло экспериментаторам контролировать социальное
взаимодействие. Общее исследование включало два эксперимента.
1См.: Sherif M., Harvev D., While B. Experimental study of positive and
negative intergroup attitudes between experimentally produced groups: robbers
cave study. — Norman, 1954.
В первом эксперименте были созданы две группы — «Бульдоги» и «Красные
дьяволы», между которыми искусственно создавалась обстановка напряженности. Так,
судья в соревнованиях между двумя группами специально завышал результаты
членам одной из групп — «Бульдогам». Очень скоро атмосфера спортивной борьбы
сменилась атмосферой вражды и озлобленности. А когда на вечере (в честь якобы
примирения) «Красным дьяволам» дали угощение лучше, чем «Бульдогам», конфликт
достиг высшей точки развития.
После этого экспериментаторы не вмешивались в отношения между группами, но
враждебность между ними сохранилась, хотя для эмоциональной разрядки мальчикам
разрешили проявлять свою агрессивность — бросаться хлебом, обзывать друг друга
и т.д. Этот факт позволил экспериментаторам сделать вывод, что даже после того
как реальная причина конфликта устранена, межгрупповой конфликт продолжает
сохраняться. Враждебные отношения не исчезают сами по себе, даже несмотря на то,
что эмоциям был дан выход.
Через пять лет был проведен следующий эксперимент, но с другими группами.
Также, как и в первом эксперименте, между группами искусственно насаждалась
враждебность. Попытка снять ее путем межгрупповых контактов даже в
благоприятной обстановке оказалась безуспешной. Более того, враждебность
усилилась. Затем были организованы мероприятия, требующие объединенных усилий
обеих групп: поиск причин «поломки» водопровода, сбор денег на просмотр
интересного кинофильма, ночной подъем и поход для буксировки якобы сломавшегося
грузовика. В результате совместной деятельности, сотрудничества различия между
«мы» и «они» стали стираться и была ликвидирована враждебность между группами.
Этот и другие эксперименты впервые на Западе позволили сделать вывод, что
организация совместной деятельности наиболее эффективный способ конструктивного
разрешения межгруппового конфликта и снятия напряжения в групповых
взаимоотношениях1.
В отечественной науке большое внимание деятельностному подходу к
психологии коллектива как особой социальной группе уделял А.В. Петровский. В
его работах был, в частности, сделан вывод о детерминирующей роли предметной
деятельности по утверждению коллективистских отношений в группе2.
1 См.: Sherif M., Sherif С. Social Psychology. – N. Y., 1969.
2 См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.:
Прогресс, 1982.
Раздел III. Внутриличностный конфликт
Глава 8. Понятие и виды
внутриличностных конфликтов
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом
качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек
является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и
развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит
конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и
является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека
— это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого
нам никуда не деться.
Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с
окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует
опасаться- Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы
внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает
себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по
мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не
свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в
этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных. Не случайно,
рационалистическому антропологизму западноевропейской традиции, тезису Р.
Декарта: «мыслю, следовательно, существую», он противопоставляет свой тезис:
«стыжусь, следовательно, существую».
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных
рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и
совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без
внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта.
И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно
необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я»,
как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути
самосовершенствования и сам
|
|