|
создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.
Предмет конфликтологии
Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова
«конфликтология» — «наука о конфликтах». Более точное представление можно
получить из следующего определения:
Конфликтология — это система знаний о закономерностях и механизмах
возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях
управления ими.
Методы исследования конфликтов и управления ими
Многообразие методов конфликтологии можно представить с помощью табл. 1.1.
Таблица 1.1
Методы конфликтологии
№ п/п Группа методов Конкретные методы I Методы изучения и оценки
личности Наблюдение Опрос Тестирование II Методы изучения и оценки
социально-психологических явлений в группах Наблюдение Опрос Социометрический
метод III Методы диагностики и анализа конфликта Наблюдение Опрос Анализ
результатов деятельности Метод экспертного интервью IV Методы управления
конфликтами Структурные методы Метод картографии Источники для углубленного
изучения темы
1. Анцупов А. Я., Шигшлов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.:
ЮНИТИ, 1999. - Разд. I, III.
2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Прогресс, 1996. -
Гл. I, II, III.
3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.1.
Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение и развитие конфликтологии»
План семинара
1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения
конфликтологии.
2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.
3. Современные проблемы развития конфликтологии.
Литература для семинара
1. АнцуповА. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. — Харьков: Университет
внутренних дел, 1997.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс,
1998.
6. История философии в кратком изложении. — М.: Мысль, 1991.
7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.
8. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. — М.: Политиздат, 1991.
Методические советы
I. При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо уяснить, что
возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики
в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и
развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а
позднее — социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно
проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие
периоды.
Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воззрения
древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию
(551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские,
в том числе и конфликтологические, идеи развивались другими китайскими
мыслителями на протяжении многих веков. Взгляды на проблему конфликта мы
находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не
делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе
не будут чувствовать вражды». Источник конфликтов мыслитель усматривал в
делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных
людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность
простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению
справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок,
а для малых людей — выгода.
Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет
обращение к античной философии, в рамках которой впервые была предпринята
попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились
на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство
противоположностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520-460 гг. до н. э.),
является всеобщим и универсальным способом развития. По его словам,
«противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная
гармония» (История философии в кратком изложении, 1991, с. 81).*
Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание
на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных
явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и
давая им оценку сточки зрения социальных последствий. Так, например, у
Гераклита мы находим: «Война — отец всего и всего царь. Одним она определила
быть богатыми, другим — простыми людьми, одних сделала рабами, других —
свободными» (там же). В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну,
Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло.
Аналогичной оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался
и другой великий мыслитель Древней Греции — Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.).
|
|