Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Конфликтология :: С. М. ЕМЕЛЬЯНОВ - ПРАКТИКУМ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-
 
 Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей 
стороны...».
   Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зрения античных 
мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным 
устройством, можно найти, например, у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), 
который утверждал, что государство является инструментом примирения людей. 
Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес 
представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, который указывал, 
что «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не 
вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды».
   * Все ссылки на литературу адресованы в «Список литературы» в конце книги
   Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших 
свое развитие во взглядах средневековых мыслителеи, явилось то, что в основном 
они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно 
обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг. н. э.) о единстве 
человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных 
и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет 
собой вечную битву двух царств (градов) — Божьего и земного. Во многом схожи со 
взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя 
Средневековья — Фомы Аквинского (1225-1274). Эти взгляды можно обнаружить в его 
рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и 
духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.
   Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи 
Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в 
результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о 
величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. 
Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, 
философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя 
взгляды выдающихся мыслителей этого периода — Николая Кузан-ского (1401-1464), 
Николая Коперника (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли 
(1469-1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались 
репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта.
 Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность 
преодолеть социальные конфликты.
   Новое время и эпоха Просвещения. При анализе конфликтологических взглядов 
мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить 
социально-культурные условия и общественный уклад того периода. Прежде всего 
это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительного 
культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к 
системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении 
конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на 
конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626), Томаса Гоббса 
(1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790) и др. В 
частности, Ф. Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин 
социальных конфликтов внутри страны. Интересна в этом смысле концепция  Т. 
Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех».
   Первая половина XIX века. На этом этапе развития конфликтологической мысли 
особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой 
философии — Иммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига 
Фейербаха (1804-1872) и др. Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой 
половины XIX века, важно акцентировать внимание на их глубоких философских 
рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени. В частности, 
таковой являлась проблема войны и мира. Интересными в этом плане представляются 
идеи И. Канта («О вечном мире»), Г. Гегеля («О войне как средстве нравственного 
очищения народов»)и др.
   Вторая половина XIX- начало XX века. Обращаясь к указанному периоду эволюции 
конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в 
становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое 
обусловлено следующими факторами.
   1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по 
проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых 
эпох.
   2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями — 
войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это 
требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к 
исследованию социальных проблем.
   3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным 
образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих 
наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и 
Фридрих Энгельс (1820-1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста 
Конта (1798-1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт 
(1832-1920).
   Особо следует отметить работу немецкого теоретика Карла Клаузевица 
(1780-1831) «О войне», а также работы Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима 
Сорокина (1889-1968) в области социологии, работы Зигмунда Фрейда (1856-1939) и 
его учеников в области психологии.
   Проблемные вопросы
   1. Могла ли конфликтология возникнуть до XX века? (Ответ обоснуйте.)
   2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии?
   3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-