|
не только для типологического сравнения жанров и сюжетов, но и для
сравнительно-исторического изучения его корней.
При сравнении древних сюжетов того или иного сказочного жанра необходимо
учитывать общие стадиально-типологические особенности жизни соседствовавших
разноязычных и одноязычных племен, всю историю развития их материальной и
духовной культуры. Совершенно, очевидно, что отдельные рассказы о мифическом
вороне ительменского фольклора Кутхе через корякский и чукотский фольклор
проникли в азиатско-эскимосский, в то время как рассказы о вороне у
гренландских эскимосов могли возникнуть независимо от других народов еще в
эпоху гипотетической протоэскимосской общности в силу сходных материальных и
природных условий жизни.
У азиатских эскимосов (науканский диалект) в 1948 г. нами было записано
несколько вариантов сказки о том, как ворон и сова друг друга покрасили. Речь
идет о вороне и полярной сове. Действие развертывается на сугубо эскимосском
бытовом фоне. Ворон красит сову пером из своего хвоста, который обмакивает в
почерневший от нагара отстой жирового светильника. Нам эта сказка в период
первой записи казалась «чисто» эскимосской, поскольку у других народностей
Чукотки и Камчатки она не встречалась
23
. Позднее оказалось, что древнейший вариант этой сказки зафиксирован у полярных
эскимосов Гренландии, изолированных от азиатских с не засвидетельствованных
письменной историей времен, и в нескольких вариантах эта сказка бытует у
канадских эскимосов
24
. Этот же сюжет отмечен в фольклоре юкагиров («Как ворон и чомга красили друг
друга»
25
)» японцев и вьетнамцев
26
. Детали, отображающие быт, климат и уровень культуры носителей сказки, не
нарушают ее основного этиологического содержания: почему ворон черный, а сова
(ястреб, павлин) — пестрая. В данном случае сходный во многом сюжет сказки
уводит нас в такую доисторическую даль, что определить его источник на основе
современных данных представляется совершенно невозможным.
С другой стороны, у азиатских эскимосов имеется предание о мифическом вороне,
вселяющемся в потерявшегося в море охотника, который, обретя магическую воронью
силу, спасает себя и терпящего вместе с ним бедствие брата (см. здесь № 35).
Миф о вороньем духе, спасающем унесенных на льдине охотников, мог возникнуть
только у приморских жителей под влиянием мифа о вороне-творце. В фольклоре у
азиатских эскимосов отмечается значительно меньшее количество мифов и сказок о
вороне, чем в чукотском и особенно в корякском и ительменском, однако это не
свидетельствует еще о заимствовании эскимосами «вороньего» цикла. Напомним
также и о наличии преданий и сказок о вороне у далеко отстоящих от палеоазиатов
групп эскимосов, как отмечено выше. Убедительным свидетельством древности
преданий о мифическом вороне у эскимосов азиатского побережья являлось табу на
убийство этой птицы. Составителю данного сборника в первый месяц пребывания
среди эскимосов в 1932 г. довелось пережить немало неприятных дней, когда он по
незнанию и неосторожности ранил старого ворона в поселке Имтук. Этот полярный
долгожитель имел кличку Катыгийгак («Седой») и являлся живым покровителем
нескольких поколений близкородственных семей поселка. Раненый ворон вскоре
погиб, а жители Имтука выразили свое возмущение нарушителю их древнего обычая.
Убийство ворона у всех групп азиатских эскимосов считалось одним из самых
тяжких преступлении.
Вороны, гнездовавшиеся на ближайших скалах, были постоянными «иждивенцами»
поселка. Они питались не только кухонными отбросами на помойках, но получали
обязательную долю мяса во время кормления охотниками собак. Обычно ворон
приземлялся в нескольких шагах от кормящего собак хозяина и получал свой кусок,
и если при этом собаки пытались отнять у ворона era еду, люди жестоко
наказывали животных. Вороны не боялись людей и жили вблизи поселков.
Ворону посвящались специальные танцы и песни во время охотничьих праздников.
Знаменитый эскимосский танец «Ворон», при исполнении которого имитировалась
картина удачной охоты ворона на зверя, из религиозно-магического обряда стал
народным и в настоящее время инсценируется клубными самодеятельными ансамблями
Чукотки как образец народно-танцевального искусства. Обращение к ворону имеется
в ряде обрядовых песен и заговоров азиатских эскимосов, что также
свидетельствует об устойчивости и древности у них вороньего фольклорного
персонажа. Таким образом, о первичности или вторичности (заимствовании)
вороньего или любого другого цикла у того или иного палеоазиатского народа
следует судить, по-видимому, не только по данным устного художественного
творчества, но и по ряду сопутствующих ему признаков, к которым прежде всего
относятся этнографические данные об анимистических и тотемических
представлениях народа, объектах табу и связанных с ними религиозных обрядах и в
основе которых лежат ранние мифологические воззрения народностей
чукотско-камчатской группы и азиатских эскимосов о мироустройстве. Одним из
мифических героев этого мироустройства в раннем художественном творчестве
эскимосов выступает, как отмечено, ворон.
|
|