|
представляется, такая классификационная схема, сравнение текстов по жанрам и
сюжетам, а главное — чтение самих текстов, помогут читателю получить общее
представление о фольклоре чукчей, азиатских эскимосов, кереков, коряков и
ительменов в целом и о локальных особенностях фольклора каждой народности в
отдельности.
К основным жанрам устного творчества палеоазиатов Чукотки и Камчатки, включая
азиатских эскимосов, согласно отмеченным выше классификационным схемам
чукотского и эскимосского фольклора и бытующим видам этого словесного народного
искусства у коряков и ительменов, можно отнести следующие: 1) мифические (или
космогонические) предания; 2) волшебно-мифические сказки с подразделами: а)
волшебно-героические сказки о фантастических похождениях героев по разным мирам
и их борьбе с враждебными силами, б) сказки о кэле, нынвитах и тунгаках, в)
сказки о дружественных и брачных союзах человека и животного, г) сказки о
непокорной дочери, д) сказки о сироте, е) сказки о шаманах; 3) героические
сказания; 4) исторические предания; 5) сказки о животных; 6) бытовые сказки
(рассказы); 7) заговоры; 8) песни; 9) загадки (последние отмечены только у
коряков).
Поскольку в одном и том же произведении, относящемся к ранним видам устного
художественного творчества (мифические предания, волшебно-мифические сказки,
сказки о животных), часто объединяется несколько сюжетов различных жанров, то
отнесение данного произведения к одному из них оказывается часто
затруднительным. Между тем отмеченные жанры в фольклоре народностей Чукотки и
Камчатки как в чистом, так и в контаминированном виде существуют, поэтому
приведенная классификация может оказаться полезной для читателя, хотя она и не
претендует на какую-либо завершенность.
Мифические предания, как самый ранний вид устного творчества, непосредственно
отражающего древние мифологические представления палеоазиатов о происхождении
мира, людей, животных, небесных светил, в чукотско-камчатском фольклоре
получили повсеместное, распространение. Наиболее яркие образцы космогонических
мифов впервые были зафиксированы В. Г. Богоразом у чукчей, которые назвали их
тоттом-ваткэн пынылтэ
(«начала творения вести»)
20
.
Фантастические образы, мифические герои в фольклоре палеоазиатов связаны с
конкретной производственной и духовной жизнью создателей древних мифов. У
палеоазиатов, как и у других народов, на ранних этапах их исторического
развития познание явлений природы осуществлялось через бессознательно
художественную переработку представлений об окружающей действительности. Эти
художественно обобщенные образы служили целям познания мира и выработки
рациональных норм поведения человека.
Издревле существовавшие контакты между коренными народностями
чукотско-камчатского региона, а также сходные стадиально и географически
условия жизни охотников и оленеводов привели к взаимному усвоению основных
элементов культуры, в том числе и устного художественного творчества. Главные
герои мифических преданий у палеоазиатов этого региона оказались общими.
Культурными героями мифических преданий у палеоазиатов выступают птицы, звери,
люди, а также мифические владыки верхнего мира, моря, ветра и солнца.
Существенная роль в мироздании отводится всемогущему ворону, которого народная
фантазия наделила самыми чудесными свойствами, позволяющими ему творить все
сущее на земле.
В. Г. Богораз отмечал, что мифы о вороне — создателе мира распространены не
только в чукотском фольклоре, но и в фольклоре индейцев Северной Америки
21
. Мифы об этом сказочном вороне-творце особенно широкое распространение имели
также у родственных чукчам по языку и культуре коряков и ительменов. Этот же
вид мифов с древнейших пор бытовал у азиатских, американских и гренландских
эскимосов. Можно предполагать, что мифические предания и сказки о вороне с
доисторических времен были распространены и развивались у всех народов
Северо-Восточной Азии и Северной Америки, не исключая и эскимосов. Эскимосские
мифы о вороне столь же древни, как и у других народов этого региона.
Одновременное бытование мифов о вороне у азиатских эскимосов и чукчей
свидетельствует не о прямом заимствовании, а о весьма длительном и сложном
культурном взаимодействии этих двух народностей, в результате которого в их
мировоззрении и художественном творчестве образовалось множество общих
элементов, возникших на основе взаимной интерференции основных компонентов
духовной культуры. Между тем сказания о вороне имеют широкое распространение не
только у азиатских и аляскинских эскимосов, но и у полярных эскимосов
Гренландии области Туле, до недавнего времени изолированных даже от основного
населения острова и сохранивших наиболее архаические черты первобытнообщинного
строя. Е. Холтвед приводит серию текстов о вороне, из которых № 60–64, 74–77
22
имеют, на наш взгляд, явные общеэскимосские и шире —
североазиатско-американские корни. В этом смысле фольклор (как и язык)
родственных народностей, не создавших письменных памятников, но изолированных
территориально тысячелетия тому назад и не имевших во многих случаях в этот
длительный период непосредственных контактов, может служить надежным объектом
|
|