|
ительменско-корякским сказкам с несколькими контаминированными сюжетами, где
человеческие и животные персонажи действуют в тесном содружестве. Наиболее ярко
это раскрывается при анализе замечательного и до сих пор малоизвестного цикла
сказок о вороньем герое Кутхе — Куткыннеку, о котором подробно сказано выше.
Это ворон и человек одновременно. В одних случаях он тесно контактирует с
животными персонажами (№ 126, 127, 173), в других — с человеческими (№ 176). Во
многих сказках этого оригинального вороньего цикла герой действует при
посредстве мифических помощников — звериных персонажей. Такие сказки относятся
скорее к жанру волшебно-мифических, чем животных.
Так, например, герои цикла ительменских сказок о Кутхе, а именно — сам Кутх,
его жена Мити, их дети Эмэмкут, Синаневт и другие, несмотря на принадлежность к
птичьему роду (Кутх — мифический ворон, Мити — сорочья дочь), выступают в
облике людей, но чаще всего — в зверином окружении. Сам Кутх при нужде
оборачивается вороном, но лишь на короткое время, для исполнения своей
магической миссии. Способность перевоплощаться в ворона унаследовал от родителя
и его старший сын Эмэмкут. Лишь Мити во всех сказочных ситуациях остается
человеческой женщиной, хотя и рождена сорокой. Между тем дочери Кутха и Мити
вступают в брачные союзы как с человеческими, так и со звериными персонажами.
Сам Кутх, отлучаясь из семьи, попадает обычно в звериное окружение.
Вместе с тем в ряде других сказок Кутх окружен только человеческими персонажами,
например в сказках о ложной смерти Кутха, где Мити с детьми разоблачает его
как плута и тунеядца. Это, скорее, бытовые сказки. В сказках «Кутх и Мити»
(№ 170), «Как Кутх и Мити за орехами ходили» (№ 171) мужские персонажи Кутх и
Эмэмкут, отлучившись от женщин, оборачиваются воронами (каждый в отдельности).
Это уже не животные, а волшебные сказки, в которых главным персонажем выступает
тот же Кутх.
В корякских сказках о Куткыннеку (Куйкынняку) и Эмэмкуте, продолжающих
ительменский сказочный цикл о вороне Кутхе, образ вороньего героя также не
имеет четкого выражения. Так, в сказке «Путешествия Куйкынняку» (№ 125)
невозможно определить внешний облик героя: человек это или ворон, Куйкынняку
сопровождает нерпа-акиба и приводит в морскую пучину к китовому народу, затем —
к моржовому народу, нерпичьему, лахтачьему. Разные породы морских зверей здесь
изображаются в виде отдельных человеческих общин. Куйкынняку в благодарность за
гостеприимство отдает свою дочь Тинианавут в замужество лахтачьему народу. В
ительменской сказке «Кутх и краб» (№ 174) Кутх попадает в подводное царство
морских людей и за утоление жажды отдает им в замужество своих дочерей. В той и
другой сказке пережиточно сохраняются представления о мифических контактах и
кровных связях между человеком и зверем. Мифологическая основа сказок о Кутхе —
Куткыннеку в ительменско-корякском фольклоре представляется несомменной. Вместе
с тем прямолинейное отнесение многих из сказок этого своеобразного цикла к тому
или иному жанру вызывает затруднения в связи с теми изменениями и наслоениями,
которые они претерпели в результате своего формирования.
Более определенно жанр сказок о животных выделился в эскимосском и чукотском
фольклоре, где четко наметились две линии поведения животных персонажей: один
выступают в роли тотемных помощников человека в волшебно-мифической сказке
(касатка, ворон, волк, лиса, гагара, олень, мышка, лаух), другие — в роли
хитрых, ловких, смелых, изворотливых деятелей (лиса, олень, горностай, сова,
бакланы, чайки, заяц) или же глупых и трусливых увальней (бурый медведь, волк,
ворон). Именно вторая группа произведений устного творчества с участием
животных персонажей составляет жанр животной сказки.
Для животной сказки характерно полное отсутствие волшебно-мифических деяний
героев. Здесь участники событий ведут обыкновенный охотничий образ жизни, часто
подражая в своих действиях людям; они имеют орудия труда, добывают и готовят
пищу, изготовляют одежду, строят жилища, заключают браки, воспитывают детей,
ведут борьбу со своими врагами.
В животных сказках победителями выходят, как правило, существа физически
немощные и малые, но обладающие умом, хитростью и ловкостью
51
. В сказке «Аканныкай» (№ 107) волк съедает важенку, а олененка оставляет на
вырост, чтобы закусить, когда подрастет. Олененок, тренируясь в прыжках по
скалам, становится сильным оленем и побеждает волка. В керекской сказке «Лиса и
ворон» (№ 115) животные персонажи имеют полный комплект предметов быта и охоты.
Они ведут человеческий образ жизни. Лиса пытается обманывать ворона, но он
разоблачает и унижает ее. К таким «чисто» животным сказкам относится
значительное число сказок, включенных в настоящее собрание.
Особое место среди животных сказок эскимосов и чукчей занимают детские
сказки-дразнилки о рыбе-бычке и олене, о бычке и лисичке и ряд других. В этих
сказках персонажи посредством песенок дразнят друг друга, обзывая обидными
словами.
Среди сказок с животными персонажами (животные и волшебно-мифические) имеются
сказки топонимического содержания, кумулятивные, сказки с этиологическими или
космогоническими сюжетами и концовками.
Олицетворение животного мира в устном творчестве палеоазиатов теснейшим и
непосредственным образом взаимодействовало с их изобразительным и
вокально-танцевальным искусством. В народных эскимосско-чукотских танцах и
песенных импровизациях, исполнявшихся до недавнего времени на праздничных
торжествах, посвященных удачной охоте на кита или моржа, а у чукчей-кочевников
— осеннему забою оленей, искусно изображались картины трудовой жизни людей. В
|
|