|
одного героя. В них рассказывается о «достоверных» фактах борьбы с вражеским
засильем, где нет места гиперболизму, фантастике и прославлению подвигов
отдельных героев. Характерной особенностью исторических преданий часто
выступает массовый героизм народа в борьбе с врагом. В основе таких преданий,
сохранившихся в народной памяти, — события прошлого, которые не обросли
элементами эпического и фантастического. К таким преданиям можно отнести,
например, эскимосское предание «Виютку-предводитель», где под водительством
некоего Виютку и его братьев из множества жителей чукотских и эскимосских
селений организуется большой воинский отряд, призванный не допустить на
чукотскую землю войско пришельцев-таннитов (по-видимому, коряков и их
сателлитов-юкагиров)
49
. В предании дается детальное энтографическое описание подготовки и организации
воинов — пращников, стрелков из лука, копьеносцев, рисуются картины сражения с
традиционным началом (поединок двух воинов) и традиционным концом (оставление в
живых одного-двух пленных), картины дележа добычи и т. д.
Для повествований подобного типа характерны топонимические, этноннмическне и
этнографические подробности в гораздо большей степени, чем для героических
сказаний.
В. Г. Богораз относил к историческим преданиям рассказы о сраженниях чукчей с
отрядами Павлуцкого, а также более ранние рассказы о стычках с эскимосами.
Из подобных исторических преданий с течением времени развился жанр героических
сказаний, в которых описание реальных событий, присущее историческим преданиям,
уступило место прославлению героический, подвигов отдельных персонажей, ведущих
победоносную борьбу за честь и свободу своего племени или семьи.
Сказки о животных в фольклоре палеоазиатов Чукотки и Камчатки получили
повсеместное для данного региона распространение. Отличительной чертой сказок
этого жанра является их свяэь с космогоническими, тотемическими и
анимистическими представлениями азиатских эскимосов, чукчей, кереков, коряков и
ительменов ранней эпохи первобытнообщинной формации. Этот жанр устного
творчества развивается в тех же общественно-исторических условиях жизни
охотников эпохи первобытнообщинной формации, что и мифические предания, и
волшебно-мифические сказки, элементы которых обнаруживаются в сказках о
животных. В них, как и в сказках других жанров, нашли свое отображение и
обобщение как мировоззренческие представления народностей Чукотки и Камчатки,
так и накопившийся жизненный опыт, столь необходимый для практической
деятельности древних охотников данного региона.
Олицетворение животных и природы в сказках палеоазиатов, как и у многих других
охотничьих племен, имело непосредственную и живую связь с первобытной охотой на
зверя, которая в силу суровых климатических условий Крайнего Севера была их
главным занятием и единственным условием существования. Зверь, являвшийся
основным источником жизни охотничьих племен на разных этапах их исторического
развития, неизбежно наделялся тотемными и анимистическими свойствами. Именно с
животным миром была прежде всего связана мировоззренческая и художественная
фантазия древних палеоазиатов — чукчей, коряков, кереков, ительменов и
азиатских эскимосов, поскольку от этого мира зависела охотничья удача, а с ней
и благополучие общины.
Если отличительной особенностью ряда волшебно-мифических сказок о вредоносных
кэле, нынвитах и тунгаках был страх человека перед непознанными и таинственными
силами природы, то в сказках о животных чаще отражались черты дружественного
отношения к животному. Зверь, являвлявшийся объектом охоты, — не был врагом
человека. Охотник не убивал зверя, а добывал, и поэтому наделял его духовными,
человеческими качествами, которыми обладал сам. Отсюда и прямая связь
мифологических преданий с животными персонажами со сказками о животных.
Человеческий герой волшебно-мифической сказки, свободно вступающий в любовные и
брачные связи с белой медведицей или гусыней, которые, сияв звериную одежду
(шкуру), становятся белотелыми женщинами, продолжает оставаться обыкновенным
охотником.
Создав фантастические легенды о животных и других создателях мира, человек
начинает верить в их реальное существование, в их покровительство. Мифы с
развитием человеческого общества, художественно переосмысляясь и обогащаясь,
перерастают в волшебную сказку, в которой находят отражение морально-этические
нормы поведения древнего человека. Из волшебно-мифической сказки выделяется
сказка о животных, которая становится такой же, а часто и более могущественной
школой жизни охотника, как и волшебно-мифическая сказка.
В животных сказках чукчей, азиатских эскимосов, коряков и ительменов
воспевается трудовой опыт народа, его быт, занятия, ловкость и хитрость как
залог удачи охотника в добыче зверя и осмеиваются глупость, неповоротливость,
физическая немощь как опасные для охотника качества
50
.
Животная сказка аборигенов Чукотки и Камчатки, сохраняющая в ряде случаев
прямую генетическую связь с мифическими преданиями и развившимися из последних
волшебно-мифическими сказками, не имеет четкого отличия от них, хотя по ряду
признаков дифференциация между этими жанрами и наметилась. Во многих сказках
персонажами выступают одновременно люди и звери, и в ряде случаев трудно
определить, кто из них предстает главным. Особенно это относится к
|
|