|
и оленеводы» (№ 149).
В фольклоре нет свидетельств, что в корякско-чукотских войнах принимали участие
ительмены. В цикле сказаний об ительменском богатыре Тылвале говорится лишь о
защите племенных и семейных традиций ительменов от посягательств и нарушений со
стороны коряков, при этом защита интересов племени и семьи ведется не
коллективно, а одним героем, в котором символически воплощается сила и
сплоченность всего народа.
Тексты № 159–164 представляют собой цикл героических сказаний о богатыре
ительменского фольклора Тылвале, предстающем в роли хранителя семенных и
племенных традиций, защитника своего народа от вероломных иноплеменников. Пафос
сказаний о Тылвале, которые переводчики называют легендами, достигает эпической
приподнятости. Художественно-стилистические средства повествования, гиперболизм
и особое уважительное отношение к герою отличают язык этого жанра от языка
бытового диалога, характерного для цикла сказок о Кутхе. Сказания о Тылвале
записаны и рассказаны разными лицами и в разное время, но большинство из них
сохраняет сюжетное единство.
Всем сказаниям о Тылвале присуща соотнесенность изображаемых событий с
конкретными географическими пунктами. Каждый из рассказчиков «поселяет» Тылвала
в той местности, которая близка ему самому. В сказаниях о Тылвале нет чудесных
превращений, но гиперболизм достигает часто фантастических размеров. Тылвал —
обыкновенный человек наделенный необыкновенной физической силой.
Ведущим сюжетом сказаний о Тылвале является месть героя сестре, изменившей
семейным устоям и своему народу, а также иноплеменникам-корякам, в лагерь
которых пытается перейти сестра-изменница. Ительменские сказания о Тылвале,
выступающем в роли мстителя за предательство, оказали непосредственное влияние
на сюжетную основу корякского исторического предания «Месть Рынныналпылына»
(№ 150), в котором повествование о кровной мести заключено в готовую сюжетную
рамку.
Героические сказания, отражающие в фольклоре палеоазиатов определенный этап их
исторического развития, по ряду структурных (морфологических) признаков и
сюжетных особенностей продолжают традиции волшебно-героической сказки. Так,
например, в превосходном в художественном и композиционном отношении чукотском
героическом сказании «Кунлелю» (№ 85) изображение реальной борьбы двух племен —
чукчей и коряков — за обладание оленьими стадами причудливым образом
переплетается с элементами волшебно-героической сказки (приключения убитого в
схватке с врагами героя в стране умерших предков и чудесное воскрешение его),
берущей свое начало в древних мифических преданиях. Вставной элемент
фантастических похождений главного героя — лишь своеобразный художественный фон
изображения реальных исторических событий, хотя корни его ведут к
волшебно-мифической сказке. Однако волшебный элемент в этом сказании является
эпизодическим, и основное содержание его отражает реальную борьбу и картины
жизни оленных людей. Чукотские богатыри в сказании «Кунлелю» (№ 85) одерживают
полную победу над врагами-коряками, отнявшими у них ранее оленьи стада.
Правдивое изображение похода в чужую землю, преодоление естественных
препятствий, картины поединка, возвращение стада, наказание обидчиков, пленение
женщин и другие военные и бытовые детали представляют яркую этнографическую
картину жизни чукчей и коряков в далеком прошлом.
Героиня этого эпического повествования Кытгы, сестра Кунлелю, изображается
свободолюбивой и независимой женщиной, борющейся за мир между племенами и
вместе с тем прославляющей богатырскую силу своих братьев — Кунлелю и Рэйипгэва,
ведущих борьбу против насилия и несправедливости. Кытгы в то же время
проявляет заботу о сохранении племени: она в разных селениях выходит замуж и
рожает детей, которых оставляет на воспитание отцам, уходя в новое место.
Борьба Кытгы за мирное сосуществование разных племен, за увеличение и
благополучие человеческого рода приобретает социальное звучание. Вполне
вероятно, что в образе Кытгы отразились в какой-то степени мифологические
мотивы о «создающей» женщине и пережиточные элементы материнского рода (см.
«Кытгы», № 89).
В некоторых героических сказаниях элементы волшебно-героической сказки даже
преобладают. Так, в «Сказании о Вытрытве» реальные физические упражнения
«лежебоки» в силе и ловкости, его мирная жизнь в стойбище неожиданно сменяются
героической борьбой богатыря-одиночки с налетевшим вражеским отрядом. Вытрытва
обретает гиперболическую силу и, подобно птице, парит над головами врагов, разя
их копьем и стрелами. В жестокой многодневной схватке он побеждает вражеского
богатыря. Тема героической борьбы богатыря с человеческими противниками в конце
повествования сменяется поединком со сказочным озерным духов в облике воина,
которого Вытрытва также побеждает
48
. Героические сказания, где фантастические превращения сосуществуют с реальными
действиями героя, близки в жанровом отношении волшебно-героическим сказкам.
Близко к героическим сказаниям по содержанию и композиции примыкают так
называемые исторические предания о конкретных исторических событиях или
отдельных эпизодах, в той или иной степени отражающих жизнь палеоазиатов
Чукотки и Камчатки в разные исторические периоды их жизни. Эти предания
отличаются от героических сказаний тем, что в них вместо эпически-приподнятого
изображения борьбы отдельных героев с иноплеменниками или местными врагами
дается описание конкретного события без концентрации внимания на действиях
|
|