|
бытовые коллизии в положении сироты нашли отражение в палеоазиатских
волшебно-героических сказках.
С зарождением имущественного неравенства и нарушением установившихся древних
демократических обычаев равного распределения добычи между всеми членами
приморской общины, независимо от степени участия в промысле, в бедственном
положении оказываются прежде всего члены семей, лишившиеся кормильца-охотника,
а именно: осиротевшие дети, старики, вдовы, калеки, неудачливые
охотники-одиночки. Все они попадают в прямую экономическую зависимость от
присваивающих львиную долю добычи старшин-умилыков (силачей, «хозяев земли») и
владельцев больших байдар.
Аналогичный процесс социальной дифференциации наблюдается и среди кочевого
населения. В результате чукотско-корякских войн за обладание оленьими стадами
происходит процесс концентрации оленьего поголовья в руках отдельных
предприимчивых оленеводов, к которым попадают в экономическую зависимость
неимущие или малооленные соседи и родственники. Собственник оленьего стада
становится фактическим главой стойбища, а зависимые от него люди — пастухами
39
.
Вместе с тем разложение первобытнообщинных отношений у народностей Чукотки и
Камчатки совершалось весьма медленно, и к моменту победы Советской власти у них
не произошло четкого классового расслоения. Древние обычаи и нормы жизни
соседской общины в разных формах пережиточно продолжали сохраняться вплоть до
30-х годов
40
. В условиях сосуществования древних демократических норм жизни общины и новых
общественных отношений более отчетливой становилась идеологическая и
морально-этическая направленность волшебно-героической сказки.
Огромное влияние на развитие новых видов устного творчества приморского и
кочевого населения Чукотки, в том числе и на цикл сказок о сироте, оказала
дифференциация хозяйства на морской промысел и домашнее оленеводство. Возникли
новые общественные отношения между приморским населением и
кочевниками-оленеводами. Приморские жители с оскудением охоты на дикого оленя
попадают в зависимость от оленеводов, поскольку они не могут обойтись без
оленьих шкур, необходимых для одежды и спальных помещений (пологов). Кроме того,
в периоды голодных сезонов, когда нет морского зверя, приморские жители
вынуждены обращаться к оленеводам за оленьим мясом. С другой стороны, с ростом
поголовья оленей у кочевников-оленеводов усложняются и подсобные средства
выпаса стад на больших пространствах тундры. В связи с устойчивой
специализацией хозяйства и сосредоточением всех людских сил на выпасе оленей
оленеводы испытывают нужду в сырье от морского промысла — лахтачьих, нерпичьих
и моржовых кожах, ремнях, подошвах, полозьях для нарт, подполозках из китовой
кости (верхний слой челюстей), топленом нерпичьем жире для освещения и
отопления, пластинах китового уса и различных предметах быта, изготовляемых
приморскими жителями. Установившийся мирный натуральный обмен между двумя
группами населения в отдельных случаях нарушался и завершался военными
столкновениями между ними или борьбой отдельных семейств (ср. сказки
«Виютку-предводнтель», «Экетамын», «Враги» и другие в сб. «Эскимосские сказки и
легенды»).
Сюжетной тканью ранних сказаний о сироте явились мифические предания и сказки о
похождениях героев по иным мирам, о борьбе их с вредоносными силами. В
эскимосских и чукотских сказках о сироте мы обнаруживаем, например, мотивы
космогонических представлений о природе, о мироздании, о содружестве и кровном
родстве человека и зверя. Отдельные сюжеты сказок о сироте представляют собой
прямое использование сюжетов животной сказки (ср. здесь № 36, 37).
В ранних сказках о сироте сохраняется еще доброжелательное отношение
родственников и соседей к сиротам, свидетельствующее о соблюдении на первых
порах социальной дифференциации старых обычаев равенства всех членов общины.
Так, например, эскимосская сказка «Брат и сестра» начинается словами: «Жили
девочка и мальчик — брат с сестрой. Сестру звали Тайкынаун, брата — Тайкыгыргын.
Жили они в селении Нуткан. Много было в нем жителей. Помогали они сиротам,
приносили им мяса, чтобы те не голодали»
41
. Однако сироты и в подобной ситуации, когда на помощь приходит не община, как
ранее, а отдельные семьи, сами стремятся выйти из униженного положения, чтобы
добывать еду самостоятельно. Им помогают одерживать победу над соседями
находчивость, трудолюбие и чудесные звериные помощники — горностай и сова.
В чукотских сказках о сиротах герой часто подвергается угнетению со стороны
своих дядьев-насильников, лишь один из которых заступается за него. В сказке
«Сирота» (№ 30) герой помогает своему доброму покровителю-дяде отнять у
вредоносных кэле похищенную жену. Чудесными помощниками сироты выступают
травинка, напутствующая его на подвиг, и сделанная дядей стрела, указывающая
путь в логово кэле. В сказке отражаются космогонические представления о границе
света и отверстии в земле, через которые видны горы иного мира, где обитают
вредоносные кэле. В основе сказки «Белая медведица» (№ 63), повествующей о
|
|