|
китов, а рожденный медведицей человек с медвежьими ушами убивает свою звериную
родительницу, а затем побеждает таинственных великанов, несущих на себе рощу
березняка, сопку с кедровой рощей и приречную тундру.
Помощники и покровители человека — волки, гагара, касатки, паук, лиса, белые
олени, морские звери — наделяются магической силой, которую герой использует
для достижения своих целей. В качестве антагонистов человека выступают
орлы-великаны, которые по возвращении из полетов за добычей (обычно за китами
или дикими оленями), сняв одежду из перьев, перевоплощаются в людей-великанов.
Бурые и белые медведи в разных ситуациях. выступают как в роли антагонистов,
так и в роли помощников — человека, с которым чаще всего вступают в любовные и
брачные связи.
Оказание взаимных услуг зверем и человеком изображается во многих сказках этого
вида. Так, сбежавшая из неволи, девушка попадает в жилище медведицы, которая за
услуги чудесным образом спасает беглянку и возвращает ее домой (Рубцова, № 15).
Белый медведь спасает унесенного на льдине охотника, который помог ему
избавиться от врага (здесь № 11); унесенного со льдами сироту спасает белая
медведица, которую он в благодарность за услуги берет в жены, и медведица
перевоплощается в женщину (№ 63). Человек в поисках счастья спускается в
морскую пучину и находит там дружественный прием со стороны «нерпичьего народа»,
«лахтачьего», «моржового», «китового народа» (№ 14). Лиса в образе маленькой
женщины выручает девушку из плена белого медведя-людоеда (№ 15). Мифические
помощники человека гагара и волк помогают оленеводам освободиться от плена
таньгов-захватчиков; в благодарность спасенные дети оленевода вступают в
брачный союз с волками-помощниками (№ 18). Мышка наделяет сироту богатырской
силой, и он побеждает старшину-насильника (№ 30). Чудесными тотемными
покровителями человека в эскимосско-чукотском фольклоре выступают касатки,
спасающие людей от разных бед и приносящие удачу в охоте.
Сказки о непокорной дочери, не желающей выходить замуж по воле родителей,
генетически восходят к древним мифологическим представлениям эскимосов и чукчей
о женщине — создательнице людей и животных. Мифические предания о «создающей
женщине», подобные преданию «Игрушечный народ» (№ 56), в результате
трансформации этого вида устного творчества при постепенном изменении условий
социальной жизни его носителей утрачивали мифологическую основу и перерастали в
волшебные сказки. Если в мифических преданиях приморская девушка, изгнанная
отцом за непослушание или нежелание выйти замуж по его воле, становится
мифической создательницей кочевников и приморских жителей, морских и земных
зверей, жилища и предметов быта (№ 56) или превращается в моржа и околдовывает
своих родичей, то в волшебно-мифической сказке она в значительной степени или
совершенно утрачивает свойства создательницы и сама становится объектом
чудесных сил, вступая в брачный союз с животными, или попадает во власть других
мифических существ.
Волшебно-мифические сказки о непокорной дочери отмечены также Холтведом у
гренландских эскимосов области Туле, Нунгаком и Арима у канадских эскимосов,
что свидетельствует о весьма древнем происхождении этого вида сказок у
палеоэскнмосов. В чукотский фольклор сюжеты о непослушной дочери могли
проникнуть из фольклора: азиатских эскимосов.
К волшебно-мифическим сказкам должны быть отнесены также предания о шаманах,
возникшие и развившиеся на основе мифических предании дошаманского периода.
Предания о шаманах как носителях определенной формы мировоззрения, развившегося
из предшествовавших ему и сосуществующих с ним мифологических и анимистических
представлений, у палеоазиатов чукотско-камчатского региона представляют собой
повествования об общении шаманов с духами — кэле и тунгаками, о вывозе душ
умерших из верхнего мира или из плена у кэле, об оживлении умерших, излечении
больных, о магических состязаниях шаманов между собой
36
. Эти предания рассказываются не шаманами, а любым рассказчиком о шаманах, об
их колдовском могуществе, о воздействии шаманской магии на окружающий мир. В
общую канву преданий о шаманах часто вплетаются мотивы и сюжеты традиционных
мифических преданий и волшебных сказок. Герои сказок о шаманах, если они и сами
являются шаманами, хроме исполнения своей прямой обрядовой миссии колдовства
совершают множество поступков, присущих другим героям волшебно-мифической
сказка. Обрядовый акт и художественный вымысел здесь сливаются воедино. В
чукотских, эскимосских и корякских сказках шаманы, как и кэле, тунгаки, могут
быть не только добрыми, но и вредоносными. Их магической силе, по
представлениям палеоазиатов, подвластны как люди, так и животные, предметы и
явления природы. В чукотской сказке «Человек с горячих ключей» (№ 67) герой
умиротворяет шамана, умерщвляющего детей. В сказке «Человек в белой одежде»
(№ 71) шаманы состязаются в искусстве колдовства. В сказке «Равклявол и сирота»
(№ 75) охотник теряет в море сына. Он просит шаманов помочь вернуть потерянного,
но их камлание оказывается безрезультатным. На помощь приходит сиротка,
наученный искусству магии человеком-касаткой, мифическим покровителем людей.
Сиротка возвращает отцу сына. Таким образом, колдовское могущество
профессиональных шаманов подвергается в некоторых сказках сомнению, ему и
противопоставляются магические силы мифических героев.
В других чукотских сказках шаманам приписывается магическая сила перевоплощения.
В сказке «Шаман» (№ 76) рисуется картина борьбы героя с вредоносными кэле. В
экстазе камлания шаман устремляется к звездам, в море, в землю, пытаясь оживить
умершего сына.
|
|