|
В фольклоре палеоазиатов Чукотки и Камчатки весьма трудно провести грань между
мифическими преданиями, объясняющими образование мира, земли, происхождение
человека, животных, и волшебно-мифическими сказками, в которых
морально-этическая основа тесным образом переплетается с элементами космогонии,
когда сюжеты о героях-творцах контаминируются с сюжетами о похождениях героя
волшебной сказки.
Мифические элементы в волшебной сказке палеоазиатов находят свое выражение в
устойчиво сохраняющихся мотивах зависимости человека от явлений и предметов
окружающей природы, которые одухотворяются и наделяются чертами человеческой
жизни.
Звери, птицы, насекомые, рыбы наделяются антропоморфными признаками. Ветер,
солние, луна, северное сияние, гром — одухотворяются. В волшебно-мифических
сказках палеоазиатов с особой отчетливостью отражаются космогонические,
анимистические и тотемические представления, являющиеся составными элементами
мировоззрения людей первобытнообщинной формации. Эта художественная и
мировоззренческая сила сказки оказывала огромное влияние на воспитание у членов
каждой общины и народности в целом полезных и устойчивых морально-этических
норм поведения и навыков активного воздействия на окружающую действительность.
В сказку верили, и потому она была школой жизни, а не только ее художественным
отражением.
Для сказок и преданий аборигенов Чукотки и Камчатки характерным представляется,
таким образом, не только перевоплощение зверей, птиц и насекомых в человека, но
и одухотворение предметов и явлений природы. Так, например, в ряде
волшебно-мифических сказок эскимосов, чукчей и коряков изображается
взаимодействие одухотворенных сил природы, когда ветер и солнце состязаются в
создании лучших условий жизни для людей, а гром при содействии ветра и дождя
разрушает гору, чтобы освободить похищенный этой горой листочек.
Мифические предания и волшебно-мифические сказки об орлах-великанах бытуют
преимущественно в фольклоре азиатских и аляскинских эскимосов, а также у чукчей.
В фольклоре коряков и ительменов эти жанры не отмечены. Мифические предания об
орлах-гигантах, могущих нести одновременно по два кита и проглатывающих китов,
как маленьких рыбок, возникли и развились преимущественно на Чукотке, Аляске и
в Канаде, где до недавнего времени водились крупные канадские орлы. Эти
огромные птицы в народной фантазии, воплощенной в преданиях и сказках,
послужили прообразами мифичееких орлов-великанов, выступающих в фольклоре в
роли охотников на дикого оленя и морского зверя. Характерным содержанием
рассказов об орлах является постоянный поиск пищи. В преданиях и сказках об
орлах-великанах непосредственным образом отражается реальная жизнь древних
насельников Берингоморья, для которых добыча еды в суровых ледяных просторах
Арктики была необходимым условием существования.
Мифы и сказки о птицах-великанах, могущих нести двух китов и совершающих
чудесные превращения, имеются также и в древнейшем эскимосском фольклоре
гренландцев, которые, будучи длительно изолированными (особенно эскимосы
области Туле), сохранили этот вид устного творчества до наших дней. Но,
поскольку в Гренландии нет орлов, мифической птицей-великаном там выступает
чайка. Так, в сборнике Холтведа (текст № 39) говорится, что чайка-великан «была
хорошим охотником и постоянно приносила в клюве белых китов», и далее: «Это
была такая громадная чайка, что один человек из ее бедренного сустава сделал
конуру для своей собаки».
Зооантропоморфное изображение животного мира присуще не только животной, но и в
равной степени волшебно-мифической сказке. Это особенно относится к
эскимосско-чукотским сказкам, где персонажами, кроме человека, выступают белые
медведи и орлы-великаны, морские касатки и волки, паук и жук, лиса и ворон,
перевоплощающиеся часто в людей, говорящие на человеческом языке, ведущие
человеческий образ жизни. В ительменско-корякском цикле сказок о Кутхе —
Куткыннеку персонификация зверей и птиц, особенно ворона, медведя и лисы, имеет
также широкое распространение.
Главными героями волшебно-мифической сказки являются люди, попадающие в сложные
житейские ситуации. Помощниками и советчиками героя-человека выступают как
мудрецы, наделенные даром провидцев, так и животные и чудесные предметы. К
таким шаманским помощникам человека относятся лиса, касатки, мышка, волки,
горностай, гагара, бурый медведь, морской петушок, паук, кит, белые олени,
ворон, морские звери (моржи, лахтаки, нерпы). Особое место среди животных
персонажей волшебно-мифической сказки занимают орлы-великаны и белые медведи,
которые могут выступать как тотемными покровителями человека, так и его
непосредственными врагами. Что же касается таких персонажей, как касатки,
гагара, паук, лиса и белые олени, то они в волшебно-мифической сказке
палеоазиатов чаще всего выступают в роли тотемных покровителей, выполняя в то
же время некоторые наиболее архаические функции героев-творцов.
К постоянным антагонистам человека из животного мира относятся краб, черви, жук.
Жук, перевоплощаясь в маленькую черную старушку, становится зловредным
существом и приносит несчастье людям. В этом смысле он противопоставляется
пауку, оказывающему чудесную помощь человеческим героям, попавшим в беду.
Лиса и паук в роли покровителей и помощников человека, как правило, выступают в
образе маленькой женщины (ср. здесь № 15, 39, а также сказки в сб. «Эскимосские
сказки и легенды»).
В качестве чудесных предметов в фольклоре народностей Чукотки и Камчатки
выступают мяч, уголек, камень, кремень, выбивалка, летающие лодки (каяки,
байдары), стрела, травинка, нож, лыжи, посох, гребешок, шкатулка, мешочки,
лучина, мизинец, бубен, рукавицы, шапка, кухлянка, отверстие в землянке,
|
|