Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: Бурятские волшебные сказки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-
 
тростью в руках. Характеристика его также дается в одинаковом оформлении: "
Саган толгойтой (hахалтай), хуhан hорьботой убэгэн
" (старик с белой головой (бородой), с березовой тростью) (бур.); "
Цав цагаан цахалтай вгн
" (с белой-белой бородой) (монг.); "
Цав цаhн сахалта (толhта) вгн
" (старик с белой-белой (головой) бородой) (калм.).


Положительным персонажам противостоят чудовища и злые существа -
мангадхай
(бур.),
мангас
(монт.),
мангус
(калм.),
шолмос
(бур.),
шолмс
(монт.),
шулм
(калм.). Очень близки по названиям, по внешнему облику и характеристике владыки 
подземного царства, хозяева лесов, вод, гор и им подобные мифические образы, 
без которых редко обходятся волшебные сказки монгольских народов.


В волшебных сказках бурят, калмыков и монголов отразились некоторые общие 
этнобытовые особенности. Об этом свидетельствуют эпизоды состязаний сказочных 
героев, выполняющих трудные задания в борьбе за невесту. Сходно описываются три 
вида единоборств: национальная борьба (
барилдаан
), конные скачки (
урилдаан
) и стрельба из лука (
сур харбаан
).


У всех трех народов есть сказки с одинаковыми названиями, в которых совпадают 
имена некоторых героев и персонажей: "Семеро Хожогоров и один Можогор 
(Тужугор)" - "
Долоон Хожогор, нэгэ Можогор
" (бур.), "
Долоон Хожгр, нэг Можгр
" (монт.), "
Долан Хожhр, нэг Тужhр
" (калм.). То же самое можно сказать о сказках об Арджи Бурджи-хане, о 
Медвежьем сыне, о Двух братьях (
Аха дуу хоёр
), о Мальчике-хвостике (
hуул хубуун
) и др.


Сказки вводят слушателей в неповторимый мир степняка-кочевника. Точно так же, 
как это было в реальной жизни, сказочные герои разводят "скот пяти видов" (
табан хошуу мал
) - лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот, овец и коз. Первым признаком 
богатства служит в сказках многочисленность скота, причем у всех монголоязычных 
народов эта мысль воплощается в сходные поэтические формулы "Северные склоны 
гор заполняли десять тысяч (голов) скота, - говорится в монгольской сказке, - 
южные склоны полностью покрыли тысячи тысяч овец" (
Араараа дуурэн арван тумэн мал, врр дуурэн уй тумэн мал
).


В калмыцкой сказке у Цецн хана "владения безграничны, а табуны коней 
бесчисленны" (
сай курсн отогда, бум курсн адута
). Подобные картины рисуются и в бурятских сказках. "Десять тысяч коней паслись 
широко и привольно, [стадо в] двадцать тысяч овец паслось, изогнувшись [дугой]" 
(
Арбайжа бэлшэхэ арбан мянган адуутай, хотойжо бэлшэхэ хорин мянган хонитой
).


В арсенале калмыцких
тулъчи
, монгольских
улгэрчи
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-