Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: Бурятские волшебные сказки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-
 
Главными героями сказок на оригинальные сюжеты часто выступают обездоленные 
сироты, невинно гонимые юноши и девушки. Это Гурэ Арагша, живущий в бедной юрте 
без отца и матери (№ 11), Гун Сэжэ "в нагольном тулупе и сыромятных унтах" из 
сказки "Старик Таряша" (№ 10) и многие другие. Они борются за восстановление 
справедливости, противостоят чудовищам - шолмосам, мангадхаям, ханам, ноёнам. 
Герои сказок - честные, открытые люди, они не прощают коварства и предательства 
- носителей этих пороков сказка наказывает сурово. Чаще всего сказочные герои 
одерживают победу над противниками благодаря находчивости и бесстрашию в 
различных видах состязаний.
Популярностью в народе всегда пользовались сказки о таких смекалистых и 
отважных героях, как старик Хээрхэн (№ 23), Тенохен [22, с 21-24], Тээсхэн (РО 
БИОН. инв. № 1896, тетр. 1), Тунэшэхэн (РО БИОН, инв. № М-1324), ласкательные 
формы имен этих персонажей свидетельствуют о любви народа к ним. В этом ряду 
примечательны сказки о маленьком храбреце Торсогин-хубуне [5, № 9].
Особая известность издавна принадлежит сказкам о хитроумных старцах [5, № 3], 
которым удается не только взять верх над страшными зверями, но и перехитрить 
самого Эсэгэ Малан Тэнгэри (верховное божество, живущее на небесах).

К числу излюбленных принадлежат персонажи типа "иронических удачников" русских 
сказок. Вместо имен у них прозвища: Найденыш -
Олзо хубуун
[6, № 2], Бедный Боролзой (№ 19), Соплячок -
Нюhата Нюсхай
[6, № 25], Чернявый дурачок -
Myу Хара
[6, №13], Дурачок Монто -
Myу Монто
[22, № 8], Обгорелые сани -
Шатанхай шаргата
[6, № 21], Сирота Боро -
Уншэн Боро
(№ 22). В сказке из репертуара выдающегося улигершина и онтохошина Папа 
Тушемилова героя зовут Сирота из сирот
Уншэн Унишээ
[6, № 18]. С такими прозвищами, говорящими о низком происхождении или внешней 
непривлекательности, контрастируют выпадающая этим героям удача и неизменные 
симпатии аудитории, что особенно связано с их противостоянием ханам, ноёнам, 
представителям духовенства.

В обрисовке "иронических неудачников" используется прием обратной гиперболы. 
Истинные герои сказки скрываются под видом неказистых и жалких персонажей, а 
подлинная их сущность раскрывается лишь по мере развития сюжета. В итоге и 
Бедный Боролзой, и Сирота Боро, и все другие, подобные им, одерживают верх над 
своими антагонистами, часто занимают ханский престол, и для всего народа 
наступает мирная и счастливая жизнь.

Глубокий смысл и оригинальность присущи циклу сказок, повествующих об искусстве 
сказочников и улигершинов, талантливых певцов и музыкантов. Две сказки этого 
цикла вошли в настоящее издание - "Хурша-парень" (№ 15) и "Охотник-сказочник" 
(№ 16). В первой из них поэтично рассказывается о том, как искусство игры на
хуре
помогло бедному парню победить жизненные невзгоды и благодаря покровительству 
хозяина тайги Лээхэя обрести счастье. Во второй сказке, наоборот, 
непочтительное отношение к сказыванию сказок наказывается. В некоторых 
вариантах этого сюжета хозяин тайги дарует огонь онтохошину, оставшемуся без 
огня, за его веселые и остроумные сказки.

По представлениям бурят, сказывание сказок и улигеров являлось одним из условий 
успеха в охотничьем промысле. Известно, что охотники специально брали с собой в 
тайгу сказителей, которые за исполнение сказок и улигеров наравне с охотниками 
получали долю добычи. Нередко сами охотники были искусными сказочниками. Сказки 
нередко повествуют о том, что владыки гор, вершин, тайги щедро одаривают 
сказочников-охотников, а тех, кто мешает оказыванию сказок, наказывают, 
оставляя их без добычи.
У некоторых героев один из руководителей - зооморфный. Таковы сыновья коровы в 
сказках "Тугал Масан" (№ 12) и "Тогол Хошут" [6, № 27], "Козлиный хвост" [5, № 
22], "Медвежий сын" [3, с. 365-371] и др. Их необычным рождением обусловлено 
сочетание в них исключительных свойств - едва появившись на свет, они начинают 
разговаривать, ходить, смекалка и ловкость развиваются у них со сказочной 
быстротой.
В цикле этих сказок преломились тотемические воззрения, животные-тотемы 
представлялись предками-покровителями, от которых зависит не только удачная 
охота, но и благополучие в жизни.
Персонажи из мира животных в сказках выполняют также функции мудрых советчиков 
и дарителей. Чаще всего это животные, спасенные героем от гибели. Так, Бедный 
Боролзой (№ 19), поочередно выпускает из капканов различных животных, а те в 
благодарность за спасение снабжают героя волшебным камнем, при помощи которого 
он становится не только богатым, но и занимает ханский трон.
Многочисленны древние мотивы об оборотничестве, когда сказочные персонажи легко 
превращаются в различных зверей и с такой же легкостью снова обретают 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-