Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: Бурятские волшебные сказки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-
 
исполнители сказок.



Унгинскую сказочную традицию представляет Роман Касанович Торонов (1928 г.р.). 
Он в совершенстве владеет богатствами родного фольклора. Целая россыпь пословиц,
 поговорок, других народных фразеологизмов придает речи этого сказочника 
неподражаемую образность и меткость.

По признанию самого сказителя, с тех пор как помнит себя, он любил слушать 
сказки и улигеры, которые в родном улусе исполняли сказители. Среди них 
выделялись мастерством его дядя Осип Доржиевич - брат матери - и старик 
Монходхо. Но совершенно особую роль в формировании у P.К. Торонова интереса к 
сказкам и улигерам сыграл Шэрээмхэ Далбаев, известный на его родине сказитель, 
от которого P.К. Торонов усвоил большую часть своего репертуара. Одна из таких 
сказок - "Мать и сын" (№ 20). Значительным событием в творческой биографии P.K. 
Торонова была встреча с улигершином и онтохошином Парамоном Дмитриевым, по 
настоянию которого молодой Торонов начал исполнять свои сказки. Похвала 
признанного мастера вселила уверенность в молодого сказителя. Ему присущи 
умение "играть" сказку, богатая жестикуляция, выразительные модуляции голоса и 
звукоподражания. Так, где по ходу действия встречаются песни, сказочник 
исполняет их с большой выразительностью. "Если улигер или сказка войдут в твою 
душу и затронут сердце, то дальше все идет само собой, словно скакун, скачущий 
вперед" (
Ульгэр онтохон досоошни ороодтибал, саашаа хатарша мориндли ябаад, ябаатъхыма
), - говорил он собирателям.

Публикуемые портреты сказочников выполнены художником Т. С. Манжеевым.



Исполнительское искусство народной сказки живо и в бурятских поселениях 
Монголии, имена онтохошинов, выявленных там во время недавних экспедиций 
назывались в начале нашей статьи.
Волшебные сказки, как и весь классический фольклор, переживают естественный, 
необратимый процесс угасания. Тем примечательнее, что в наши дни еще 
встречаются талантливые знатоки и исполнители сказок. В основном - это люди 
пожилого возраста. Сейчас слушателями их стали главным образом дети, поэтому 
народные сказки все более приобретают воспитательное значение.
Интерес к возвышенному и поэтичному миру сказок, произведений героического 
эпоса, легенд ощущается в современном профессиональном искусстве и литературе 
Фольклорные сюжеты и образы перевоплощаются в операх, балетах, драматических 
произведениях. Большим успехом пользуются оперы "Энхэ Булад батор" М.П. Фролова 
(либретто Н.Г. Балдано), "Чудесный клад" Б.Б. Ямпилова, балеты "Красавица 
Ангара" Л.К. Книппера и Б.Б. Ямпилова, "Гэсэр" Ж.А. Батуева, комедия "Будамшу" 
Ц.Г. Шагжина, драма "Бальжин хатан" Д.О. Эрдынеева и др.
Непреходящая ценность народных сказок заключена в том, что они выражают идеалы 
мирной жизни, взаимопонимания между людьми, их единство в борьбе со злом и 
несправедливостью, глубокую веру в победу добра.

В настоящее издание включены волшебные сказки (
шэдитэ онтохонууд
). Отобраны тексты, наиболее полно отражающие их сюжетное богатство и 
разнообразие, талант и мастерство онтохошинов, специфичность локальных традиций.




Е.В. Баранникова,


С.С. Бардаханова












СВЕДЕНИЯ О ТЕКСТАХ И ПРИНЦИПАХ ИХ ПУБЛИКАЦИИ

В том включены волшебные сказки, записи которых хранятся в рукописном отделе 
Бурятского института общественных наук Сибирского отделения АН СССР (далее: РО 
БИОН).
Из 25 текстов, помещенных в томе, 14 публикуются впервые, 11 сказок (№ 2, 5, 6, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-