Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: Бурятские волшебные сказки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-
 
Онгорхоева преобладают волшебные сказки, одна из которых вошла в данный том (№ 
2). Исполнение сказок и улигеров, загадывание загадок и состязания в 
острословии всегда были обычными в охотничьей среде.

Впервые сказки от А.Д. Онгорхоева записал П.И. Малакшинов (см. коммент. к № 2). 
Своеобразную триаду составляют его сказки "Парень-сирота" (
Уншэн хубуун
), "Парень-бедняк" (
Угытэй хубуун
) и "Гонимый парень" (
Илгуулhан хубуун
) (РО БИОН, инв. № 2968), выдержанные в едином идейно-художественном стиле. 
Выбор невинно гонимого паренька в качестве сказочного героя подсказан 
биографией самого Онгорхоева, росшего сиротой. Исполняя сказку "Семеро 
молодцев", когда мальчика-сироту, ищущего ночлег, прогоняют прочь, сказочник, 
обращаясь к слушателям, говорит: "Прогонять сироту, пришедшего с бедой, никогда 
не надо. Нельзя этого делать!" В другой сцене, когда мстители топят в море 
злого хана вместе с его дворцом и приближенными, а потом терзаются сомнениями, 
звучит попутная реплика исполнителя сказки: "Нечего им каяться да греха бояться.
 Справедливо они поступили. Этот хан еще много зла мог принести невинным людям" 
(РО БИОН, инв. № 3258).

Подобного рода размышления сказочника вслух, "комментирование" описываемого 
обращения к слушателям для сказительской манеры А.Д. Онгорхоева естественны и 
органичны Они и в целом присущи исполнителям сказок.
В типичные сцены трудового сватовства А.Д. Онгорхоев непременно включает такое 
испытание для женихов, как стрельба из лука. (В этом, несомненно, сказалось то, 
что сам сказочник был охотником.) Победит самый сильный и самый меткий, 
поскольку, например, стрела соперников сначала должна пройти сквозь толстые 
войлочные двери, затем - поразить железные или чугунные преграды и пройти через 
ушко серебряной иглы.
Свое сказительское мастерство А.Д. Онгорхоев передал детям, внукам, племяннице. 
Например, внучка Маргарита Онгорхоева знает много сказок из репертуара деда и 
великолепно их исполняет. Одна из ее сказок ("Женщина с клювом") напечатана в 
сборнике "Бурятские народные сказки" [5, Ns 13]. Замечательной сказочницей 
слывет и племянница А.Д. Онгорхоева - Жалма Оширова. Такая преемственность 
наблюдается и в семьях других тункинских онтохошинов - Санжи Матуева, Долгор 
Зурбаевой, Дармы и Бальжана Забановых.
Примером сказителя, сочетающего в своем репертуаре сказки различных видов, 
может служить Доржи Шаракшанов. Одна из его сказок - "Сирота Боро", записанная 
в 1972 г., вошла в данное издание (№ 22). Д. Шаракшанов - очень живой, 
подвижный человек, что отразилось на его исполнительской манере. Он исполняет 
разные сказки, но больше тяготеет к сказке с острыми коллизиями, сатирическими 
и юмористическими сценами. Эффект сказки усиливается остроумными, меткими 
комментариями исполнителя.

Богатый сказочный материал за последние два десятилетия записан в Еравнинском 
районе Бурятии от Рэгзэна Эрдынеева, Жамсо Цыбикова и др. Сказки еравнинских 
онтохошинов обращают на себя внимание отражением в них таких местных традиций, 
как интерес к шахматной игре. Мастера-резчики, славившиеся изготовлением 
шахматных фигур, были здесь известны с давних пор. Это искусство передавалось 
еравнинцами из поколения в поколение, как и мастерство игры в шахматы. Например,
 Жамсо Цыбиков, подобно многим другим сказочникам, известен в своем крае как 
сильный шахматист и мастер по изготовлению шахматных фигур. Поэтому 
неудивительно, что его сказочные персонажи состязаются в шахматной игре (
шатар
) и игре в бабк (
шагай
), причем свое искусство демонстрирует не только мужчина, но, с не меньшим 
успехом, и женщина, как, например, в сказке "Парень-сирота" (№ 21).


В нашем томе напечатана сказка "Семь старцев" (№ 14), записанная от Дыжита 
Жамбиевича Сонопова из отдаленного горного района Бурятии - Окинского. Д.Ж. 
Сонопов был большим знатоком бурятской старины, прославленным мастером 
серебряных дел (
мунгэни дархан
), охотником и рыболовом. По свидетельству В.И. Рассадина, записавшего от него 
в 1977 г. сказки, мифы, предания, это был талантливый рассказчик, с тонким 
чувством языка и незаурядным умением передавать "в лицах" диалоги сказочных 
персонажей. "Но прежде, чем приступить к записи сказок, - повествует собиратель,
 - мы, согласно обычаю, обменивались сказками. Я рассказал ему две карельские 
сказки по-бурятски. И лишь после этого сказочник принялся рассказывать 
бурятские сказки, которые я записал".

В 1982 г. в Ононском районе Читинской области впервые были записаны 
великолепные волшебные сказки. Среди них "Младшая ханша и ее Златогрудый сын" 
(№ 4), "Храбрый Жэбжэнэй" (Na 18) из репертуара Лхасарана Бальчинова и 
"Хилгэндэй Мэргэн (J№ 1), "Тугал Масан" (Мг 12) и "Охотник-сказочник" (№ 16) в 
исполнении Дэмбээнормы Жамбаловой. Бальчинов и Жамбалова - крупные знатоки и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 131
 <<-