|
вынимает
ее обратно. Иногда ранние блуждания Бхагата будили Сону, спавшего где-нибудь
свернувшись
клубком, и большой зверь поднимался на задние лапы, собираясь начать бой, но,
слыша голос
отшельника, понимал, что перед ним его лучший друг.
Почти про всех пустынников и монахов, живущих вдали от больших городов,
рассказывают, что
они могут совершать чудеса с дикими зверями, но для такого чуда нужно только,
чтобы человек
молчал, никогда не делал ни одного резкого движения и долгое время не смотрел в
глаза своего
дикого посетителя. Жители деревни видели смутный силуэт баразинга, который,
точно тень,
проходил в темном лесу подле святилища Кали; видели, что минол, гималайский
фазан, в своем
лучшем оперении сверкал перед статуей Кали, а внутри храмика лангуры, сидя на
корточках, играли
скорлупой грецких орехов. Многие дети слышали, как Сона, по обыкновению
медведей, пел про себя
свою песенку, где-то среди обвалившихся камней, и за Бхагатом упрочилась слава
творителя чудес.
Между тем он не думал о совершении чудес. Он считал, что все в мире - одно
великое чудо, и
что человек, знающий это, обрел некоторую мудрость. Он твердо верил, что во
всей
вселенной нет
ничего великого и ничего ничтожного, и день и ночь стремился постичь сущность
вещей и вернуться
туда, откуда явилась его душа.
Так он думал; его волосы отросли и теперь падали на плечи; в том месте
каменной плиты, подле
края антилоповой шкуры, где вечно стоял посох Бхагата, образовалась ямка, а то
место между
корнями деревьев, где день изо дня оставалась нищенская чаша, углублялось и
стало почти таким же
отполированным, как и сам сосуд; каждое животное знало свое определенное место
подле очага. По
мере изменения времен года, меняли окраску и поля внизу; молотильные площадки
наполнялись,
пустели и наполнялись снова; с наступлением зимы лангуры сновали между ветвями,
припушенными легким снегом, а весной матери обезьяны приносили с собой из
теплых
долин своих
маленьких детенышей с печальными глазками. В деревне произошло мало перемен.
Священник
постарел, многие из детей, приходивших к Бхагату с нищенской чашей, теперь
посылали к нему
своих собственных детей, а когда кто-либо спрашивал жителей деревни, давно ли
их
святой живет в
святилище Кали близ горного прохода, они отвечали: "Всегда жил".
Вот наступили такие летние дожди, каких много-много лет не видали в горах.
Целых три месяца
долину окутывали тучи и наполненный влагой туман; постоянный неумолимый дождь
прерывался
ливнем с грозой, и по окончании одной грозы налетала другая. Святилище Кали по
большей части
оставалось над тучами, и однажды Бхагат целый месяц ни разу не видел своей
деревни. Она
скрывалась под белым покровом, который качался, шевелился, клубился, вздымался
в
виде арки, но
не срывался со своих устоев - облитых потоками дождя утесов.
Все это время Бхагат слышал только шум миллиона капель воды: она лилась с
деревьев, бежала
под его ногами по земле, просачивалась сквозь хвою сосен, падала каплями с
листочков промокших
папоротников, неслась по вновь прорытым мутным руслам. Потом вышло солнце и
разлился аромат
деодаров и рододендронов; в воздухе чувствовался также чистый запах, который
горцы зовут
"благоуханием снегов". Жаркое солнце светило неделю; после этого дожди
собрались
для
последнего ливня, и с неба хлынули потоки воды, которые, ударяясь о землю,
|
|