|
низин, но со светлой кожей. Он брамин из браминов.
Все деревенские хозяйки в один голос спросили:
- Как ты думаешь, он останется с нами?
И каждая принялась готовить вкусное кушанье для Бхагата. Пища горцев очень
проста, но из
гречихи, индийской ржи, риса, красного перца и мелких рыбок, пойманных в потоке
долины, из
меда, взятого из сот, устроенных в каменных оградах, с прибавкой сушеных
абрикосов, дикого
имбиря и овсяных лепешек благочестивая женщина может приготовить отличные вещи,
и жрец
отнес Бхагату полную чашу.
- Останется ли он? - спросил жрец, - нужен ли ему чела (ученик), который
молился бы за
него? Есть ли у него байковое одеяло для защиты от холода? Вкусна ли была
присланная пища?
Пурун Бхагат поел и поблагодарил. Да. Он намеревался остаться.
- Этого достаточно, - сказал жрец. - Пусть он ставит свою нищенскую чашу
вне святилища,
во впадине, образованной вот этими двумя извивающимися корнями, и тогда Бхагат
будет ежедневно
получать пищу, потому что деревня считает для себя честью, что такой человек, -
жрец застенчиво
посмотрел на Бхагата, - остается среди них.
С этого дня окончились странствия Пурун Бхагата. Он отыскал место,
предназначенное ему;
нашел тишину и широкий простор. И время остановилось. Сидя при входе в
маленький
храм, Бхагат
не мог бы сказать, жив он или умер; человек ли он, владеющий своими руками и
ногами, или часть
гор, облаков, ливня и солнечного света. Он тихо повторял про себя одно имя,
повторял многие сотни
раз и, наконец, при каждом новом повторении ему стало казаться, что он все
больше и больше
отделяется от своего тела и двигается к дверям великого и страшного открытия;
но
как раз в то
мгновение, когда двери начинали отворяться, тело увлекало его обратно, и он с
печалью ощущал, что
плоть и кости Пурун Бхагата держат его в своих оковах.
Каждое утро полная чаша бесшумно ставилась в переплетении корней подле
стены маленького
святилища. Иногда ее приносил жрец; иногда купец, живший в деревне и желавший
заслужить
милость неба, поднимался к святилищу Кали; чаще же всего чашу приносила женщина,
приготовившая кушанье накануне вечером; опуская ее, она еле слышным шепотом
просила: "Скажи
обо мне богам, Бхагат. Заступись за такую-то жену такого-то!" Время от времени
эту честь доверяли
какому-нибудь смелому мальчику, и Пурун Бхагат слышал, как ребенок поспешно
ставил чашу и
убегал во всю силу своих маленьких ног. Сам же Бхагат никогда не спускался в
деревню. Точно
карта лежала она у его ног. Он мог видеть вечерние собрания людей на
молотильных
площадках,
которые представляли собой единственные плоскости; видел чудесный,
непередаваемый зеленый
оттенок молодого риса, синеву индийской ржи, четырехугольные пятна пшеницы, а в
свое время
красные цветы амарантов, крошечные семена которых - не то зернышки, не то пыль
-
представляют собой пищу, дозволенную индусу во время постов.
Когда лето сменялось осенью, крыши хижин превращались в маленькие квадраты
из чистейшего
золота, потому что земледельцы сушили на них свой хлеб. Сбор меда и жатва риса,
посевы и уборка
полей - все происходило перед его глазами, как бы вышитое, там внизу, на
многоугольных
участках; он думал о происходящем и спрашивал себя:
- К чему это все приведет в конце концов?
|
|