Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Сказки Азии :: Индийские сказки :: Сказки центральной Индии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
обрабатывают свое поле с помощью воловьей упряжки и вдобавок к этому держат 
коров или буйволиц, на усадьбе стоит еще хлев. Он строится так же, как дом, но 
плетеные стены не имеют обмазки; передняя стена обычно отсутствует, нередко нет 
и боковых, а простейший вид хлева — это навес на четырех столбах. Кроме 
коровника во дворе может быть и овчарня — строение того же типа, в котором 
держат коз и овец. В состоятельных хозяйствах службы ставятся впритык к дому, 
замыкая с трех сторон внутренний дворик, используемый для хозяйственных нужд. 
Хлев может быть и удален от дома, находясь на противоположном конце небольшого 
двора, обнесенного плетнем. Народ победнее, особенно те, у кого крупного скота 
не имеется, обходятся вообще без хлевов — мелкий скот (коз, свиней) и домашнюю 
птицу они держат у себя в доме. За домом может лежать огород, используемый под 
овощи или кукурузу. Это самый плодородный участок земли у крестьянина, так как 
он постоянно удобряется естественными отходами хозяйства. Основное же поле 
обычно расположено в некотором удалении от деревни, иногда довольно 
значительном, поскольку выбор его диктуется местным рельефом.
До самого недавнего времени в жизни сельского населения Индии господствовали 
принципы натурального хозяйства. Это особенно относится к отсталым районам. 
Деревня здесь сама себя обеспечивает всем необходимым в быту. Землепашцы растят 
зерно, масличные, овощи, хлопок. В тех местах, о которых речь идет в сказках, 
львиную долю урожая составляет рис — под него отводится больше половины 
посевных площадей. За рисом следуют разные сорта проса, преобладает среди них 
баджра — неприхотливое «колючее просо». Гонды и санталы обычно обходятся без 
распространенного в Индии искусственного орошения. Санталы широко практикуют 
террасное рисосеяние, и есть мнение, что именно народы мунда принесли в Индию 
этот вид земледелия. Рис высевается с началом муссона, в июне — июле, на тех 
участках, где хватает естественного увлажнения; участки посуше отводятся под 
просо. Летне-осенний урожай собирается в ноябре — декабре. В сухой 
зимне-весенний сезон поля засеваются масличными, хлопком и бобовыми, 
представленными в Индии огромным числом сортов гороха и чечевицы; они идут на 
приготовление самой распространенной приправы к рису. Пока земледелец трудится 
в поле, па-стухи-ахиры, состоящие на службе у деревни, а то и просто 
деревенские ребятишки пасут в зарослях коров и буйволиц, коз и овец.
Продукты земледелия и скотоводства обрабатываются на месте. Деревенские ткачи 
ткут суровые ткани, а красильщики красят их растительными пигментами, 
добываемыми ими самими на лугах и в лесах. Золотых дел мастера изготовляют 
золотые и серебряные украшения для тех немногих, кому они по карману; шире 
спрос на продукцию специалиста по дешевым стеклянным браслетам, столь 
популярным у женщин. Сапожник-чамар тачает обувь, правда, желающих носить ее 
здесь немного: ортодоксальные индусы высокой касты избегают соприкосновения с 
кожаными изделиями и предпочитают деревянные сандалии, а большинству других они 
недоступны — те ходят всю жизнь босиком. Маслоделы-тели на своих неуклюжих 
деревянных масличных прессах, приводимых в движение парой быков, жмут масло из 
горчичного, хлопкового или кунжутного семени — это масло идет на приготовление 
пищи, на умащение кожи, а у тех, кто посостоятельней, на освещение — его жгут в 
лампах-плошках. Винокуры-калары гонят вино из цветов дерева махуа и снабжают им 
к праздникам свою округу. Помимо того в домах варят пиво из рисового зерна или 
из проса. Плотники и кузнецы поставляют соседям незамысловатый земледельческий 
инвентарь — сохи, мотыги, серпы, топоры; изготовляют двери к домам и тяжелые 
телеги на двух высоченных колесах, которые потом скрипят по дорогам, влекомые 
медлительными волами. Правда, у гондов и санталов не часто встретишь телегу — в 
тех местах, которые они населяют, до недавнего времени проезжих дорог почти не 
было. Горшечник-кумхар лепит горшки и кувшины, прессует кирпич и черепицу из 
глины, добываемой им под обрывом у ближней речки или ручья. Могут быть тут и 
корзинщики, и мастера, которые вьют веревки, и медники, изготовляющие 
металлическую посуду дли состоятельных индусов из высших каст, и сукновалы, 
поставляющие крестьянам грубошерстные одеяла, и многие другие. Для разного рода 
услуг тоже есть своя профессионалы, состоящие обычно на содержании у деревни: 
метельщики, стражники, брадобреи, музыканты, знахари, прорицатели и всякие 
прочие.
Конечно, далеко не в каждой деревне представлены все эти профессии. Чем меньше 
деревня, чем дальше она затерялась в лесах, тем слабее в ней ощущается 
разделение труда, достигая минимума в чисто санталь-ских или гопдских селениях, 
где еще сохранились четкие следы племенной организации общества. Жителям 
маленьких деревушек приходят на помощь базар и странствующие торговцы.
Базарные деревни, по роли своей соответствующие дореволюционным русским 
ярмарочным селам, и поныне служат в сельской Индии центрами местной 
экономической жизни. К этим сравнительно большим деревням, отстоящим в 
Центральной Индии одна от другой километров на десять двадцать, тяготеют мелкие 
окрестные поселения. Там ведь не только много разных ремесленников, там и 
лавочник, и ростовщик, он же меняла. Хотя объем торговли на обычном деревенском 
базаре в денежном выражении оказывается на удивление невелик, всегда найдется 
желающий разменять серебряную монету на медь, уплатив за размен какую-то долю. 
А при скудости наличных средств в сельском доме заем под будущий урожай — 
обычное дело. Это туда в базарные дни, которые бывают раз или два на педеле, 
отправляются избыток натуральных продуктов и ремесленные изделия, не находящие 
спроса на месте, и там же приобретается то, чего нельзя достать или изготовить 
у себя дома. В базарный день мелкие деревушки выглядят вымершими — весь народ 
из округи, от мала до велика, тянется на базар. Прежде вся торговля велась под 
открытым небом, только в последние десятилетия стали появляться рынки знакомого 
нам типа — с прилавками, с навесами, защищающими от дождя и палящего солнца, и, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-