|
почитаемая ими священной.
Вся жизнь как гондов, так и санталов первоначально была связана с лесом: охота
и сбор дикорастущих плодов и кореньев, а впоследствии вдобавок к этому и
подсечно-огневое земледелие в течение многих веков служили им основным
источником пропитания. Лес снабжал их всем необходимым в их незамысловатом быту.
Хотя в ходе последних столетий образ жизни этих народностей существенно
изменялся — особенно сильное влияние оказывало на них помимо все более тесных
связей с индуистским кастовым обществом оскудение лесов, повлекшее за собой
почти повсеместный переход к пашенному земледелию, специфические черты быта и
мировоззрения, возникшие в ходе длительного существования среди девственных
лесов, у них во многом еще сохранились. Эти черты, отличающие санталов и гондов
от масс земледельческого индоарийского населения, заметно сближают тех и других,
несмотря на многие частные расхождения.
Так, если сантальское общество конца прошлого века выглядит достаточно
однородным как в этническом, так и в социальном отношении, хотя и здесь
классовое расслоение уже дает себя знать, то национальный комплекс,
определяемый общим названием «гонды», далеко не столь целостен. Здесь
различаются отдельные этнические локальные группы, среди которых особый интерес
для нас в сзязи с приводимыми ниже сказками представляют населяющие Бастар
марии и мурии. Выделимы и сословно-профессиональные группировки, статус которых
в гондской общине в некоторых чертах напоминает позицию каст у индуистов.
Таковы, в частности, агарни — лесные кузнецы и кустари-металлурги, умеющие
плавить железо, и пардханы — гондские барды и жрецы, нередко занимавшие
должности первых советников у гондских раджей. Любопытно, однако, что
традиционный социальный статус последних ниже, чем у обычных гондов: пардхан
принимает пищу из рук гонда, но гонд не возьмет ее у пард-хана. Тесно смыкаются
с гондами близкие им и по этническому типу и по языку малые народности: байга,
курук, дханвар, дхоба, пандо и др. Уровень общественного развития у разных
групп и племен неодинаков. Наиболее отчетливо родо-племенные отношения
проявляются у байга, муриев и мариев. Но и образ жизни собственно гондов
разнится в зависимости от местных условий и окружения. В небольших деревушках,
разбросанных среди гор и лесов, обычно прослеживаются те или иные черты
племенной организации. Равнинные гонды, проживающие в смешанных поселениях бок
о бок с индуистами, утрачивают этнические черты и встают в один ряд с
низкокастовыми индусскими профессиональными группировками или выступают в роли
внекастового элемента индусского общества. То же можно сказать и о санталах: в
маленьких, затерянных в глуши деревушках племенные обычаи и традиционный
бытовой уклад сохранились в большей степени, чем в окруженных полями больших
поселениях, жизнь в которых перестраивается по образцу обычной индуистской
деревни.
Место для деревни выбирается недалеко от воды — речки или пруда, но достаточно
высоко, чтобы ей не грозило затопление в пору муссонных дождей. Маленькие
лесные деревушки состоят из какого-нибудь пятка или десятка хижин, в больших
деревнях число домов, тянущихся вдоль единственной улицы, достигает многих
десятков и даже сотен. Дома строятся из местного материала. На безлесной
равнине они обычно саманные, а у немногих состоятельных жителей могут быть
каменными или кирпичными. Но у санталов и гондов, чья связь с лесами еще не
утрачена, дома сооружаются из дерева. Конструкция их большей частью весьма
несложная. Ставятся четыре столба по углам — на них держится стропильное
строение крыши, которую кроют тростником, изредка, у богатеев,— черепицей.
Стены плетутся из сучьев или из полос расщепленного бамбука. Окон в них нет —
свет проникает в дом через дверь и через щель, оставляемую под самой крышей.
Иногда стены обмазываются глиной, но нередко они оставляются и без обмазки.
Дверной проем невелик. Он может закрываться легкой, плетенной из древесных
ветвей или бамбуковых планок дверцей, приставной или подвешенной на веревочных
петлях. Пол — земляной или глинобитный. Прямо в полу, в углублении, обмазанном
глиной и снабженном глиняными же выступающими краями, на которых держатся
горшки над огнем, устраивается очаг. Иногда очаг целиком лепится из глины. В
этом случае он имеет форму прямоугольного ящика. Отверстие в торце служит
топкой, на верхней стенке — ряд отверстий-конфорок с выступами по краям. Числом
таких конфорок определяется величина очага. Чаще всего их две: на одной варится
основное блюдо — рис или просяная каша; вторая нужна, чтобы одновременно
готовить приправу из овощей или бобовых, а при случае и из мяса. Комната в
таком доме обычно только одна — это и кухня, и столовая, и спальня для
холодного времени года. Меблировка в высшей степени скромная — она состоит из
одной или нескольких кроватей. Такая кровать представляет собой прямоугольную
раму с веревочной сеткой, укрепленную на четырех простых ножках. Иногда к этому
добавляются «стулья» — плоские куски дерева толщиной в 15—20 смили невысокие
табуреты с сиденьем из веревочной сетки. Гонды часто не имеют и такой мебели —
они спят и сидят на травяных циновках.
Кроме жилой комнаты у. гондов и у санталов нередко выделяется небольшое
добавочное помещение, которое служит божницей, или молельней. У гондов это
пенкхоли — пристройка снаружи, имеющая отдельный вход; у санталов —
отгороженный внутренний угол, именуемый бхитар. Там хранятся домашние боги, там
приносятся жертвы богам и духам предков Божница строго охраняется от
непосвященных, и допускаются в нее обычно только мужчины.
При минимальном достатке хозяин сооружает вдоль одной или нескольких стен дома
веранду — невысокую террасу, над которой нависает скат крыши, опирающийся по
наружному краю на ряд столбиков. Здесь принимают посетителей, устраивают на
ночь гостей, да и сами хозяева спят в жаркую пору. У землепашцев, которые
|
|