|
— Кто я? — отвечал брахман. — Лучше ответь, кто ты. Я вернулся в свой дом, а
это мои мать и жена.
— Что за чепуха! — сказал оборотень. — Каждый знает, что это мой дом, мои мать
и жена. И живу я здесь уже много лет. А ты утверждаешь, что пришел к себе
домой! Не помутилось ли у тебя в голове, брахман?
И оборотень выгнал настоящего хозяина из дому. Что делать? Пошел брахман к царю
и рассказал, что с ним приключилось.
Царь выслушал сначала его, потом его двойника и растерялся. Брахман ходит к
царю каждый день, просит вернуть ему дом, мать и жену, а царь не знает, что
делать, и все время откладывает решение на завтра.
Долго ходил брахман к царю и каждый раз возвращался в слезах, бил себя ладонью
по лбу и приговаривал:
— Ну что это за жизнь? Какой-то негодяй завладел моим домом и женой, а меня
выгнал как собаку. И царь, ну что это за царь, который не может решить мое
дело?
Дом брахмана находился на окраине города, а невдалеке паслись стада коров. Там
обычно собирались под большим деревом пастухи и играли в царя и его
приближенных. Одного пастуха избрали царем, другого — главным советником,
третьего — котвалом, остальных — стражниками. И вот уже несколько дней подряд
они замечали, как брахман возвращался домой весь в слезах.
Пастуший «царь» спросил своего «советника», в чем дело, почему брахман плачет.
«Советник» не смог ответить на этот вопрос, и пастуший «царь» послал своих
«стражников», чтобы они привели к нему брахмана.
Подошли «стражники» к брахману и говорят:
— Тебя зовет царь!
— Зачем? — удивился брахман. — Я только что был у него, и он снова велел
приходить завтра. Зачем я ему опять понадобился?
— Да это наш пастуший «царь» хочет тебя видеть, — отвечали «стражники».
— Пастуший «царь»? — удивился брахман.
— Пойдем с нами, сам увидишь.
Привели «стражники» брахмана к своему «царю», а тот и спрашивает:
— Что это ты, брахман, каждый день плачешь? И брахман поведал ему свою историю.
— Понятно, — сказал пастуший «царь». — Я могу вернуть тебе твои права. Только
сходи к царю и попроси его соизволения, чтобы я занялся твоим делом.
Пошел брахман к царю и попросил разрешения обратиться со своим делом к
пастушьему «царю».
А царь рад-радешенек: очень ему все это надоело.
На следующее утро назначили пастуший суд. «Царь», который уже смекнул что к
чему, принес с собой кувшин с узким горлышком, поставил его рядом с собой и
приготовился слушать.
Сначала держал речь брахман, потом — оборотень. Выступали и «свидетели» — все
было, как в настоящем суде.
Пастуший «царь» внимательно всех выслушал и сказал:
— Ну что ж, дело ясное. Вот вам мое решение: видите этот кувшин? Кто из вас
сумеет влезть в него, тот и есть настоящий хозяин дома. Начинайте!
— Что за чепуха? — рассердился брахман. — Ты — пастух, и ум у тебя пастуший,
как я погляжу! Разве может человек залезть в кувшин?
— Если ты этого сделать не можешь, значит, не ты настоящий хозяин дома, —
отвечал пастуший «царь». — А что ты скажешь? — обратился он к оборотню. — Если
сможешь залезть в кувшин, то дом, мать и жена станут твоими.
— Конечно, смогу! — ответил оборотень.
У всех на глазах он сделался маленьким насекомым и влез в кувшин. Пастуший
«царь» тут же заткнул горлышко пробкой и обратился ко всем, кто тут был, с
такими словами:
— Теперь вам ясно, кто настоящий хозяин? А ты, брахман, возьми этот кувшин и
брось его в море. Сам же иди домой и живи там спокойно.
Брахман сделал так, как велел ему пастуший «царь», и с той поры зажил счастливо.
Аскет и богиня
Жили-были царь с царицей. И все было бы хорошо, да только не было у них детей.
Однажды пришел к ним некий аскет и говорит:
— Мне ведомо, что вы хотите иметь детей. Я могу дать царице такое снадобье, что
она родит близнецов — двух сыновей. Но вы должны обещать, что одного из них
отдадите мне.
Условие было тяжелое, но царь принял его: очень уж ему хотелось иметь
наследника. Аскет дал царице снадобье, она выпила его и в положенное время
родила двух сыновей.
Прошел год, другой, пятый — мудрец не появлялся, и царская чета решила, что
теперь им нечего опасаться старика. Юным царевичам наняли учителей, и они стали
быстро одолевать грамоту, учиться верховой езде, стрельбе из лука и другим
премудростям. И все любили их за красоту и доброту.
Но аскет был жив и ждал своего часа. В тот самый день, когда юношам исполнилось
по шестнадцать лет, он неожиданно объявился и потребовал обещанное. Царь и
царица оцепенели от ужаса: они думали, что аскета уже давно нет на свете, а он
стоит у ворот дворца и требует одного из сыновей.
Сильно горевали царь с царицей. Думали они, думали, что делать, но так ничего и
|
|