Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Сказки Азии :: Курдские сказки, легенды и предания
<<-[Весь Текст]
Страница: из 389
 <<-
 
историко-географических и национально-этнографических особенностей края 
разделена между разными государствами. Но до последних лет Джезир остается 
средоточием тесных общественных и экономических связей соседствующих курдских 
районов трех государств. Естественно поэтому, что и фольклорные произведение 
бытующие в этой пограничной зоне, в равной мере считают своими курды, живущие и 
в Турции, и в Ираке, и в Сирии.

Сказители из сирийских деревень Ханасарре и Мазра-Бота, а также из городов 
Камышлу, Алеппо (Халеб), Дерык в основном неграмотны или полуграмотны. 
Некоторые анекдоты и притчи рассказаны представителями местной интеллигенции.
Мы производили записи также от курдских студентов из Сирийского и Иракского 
Курдистана, обучающихся в вузах Советского Союза. Немало текстов записано от 
армян-репатриантов из Сирийского Курдистана, не только владеющих курдским 
языком, но и хорошо знающих патриархальный быт, обычаи и духовную культуру 
курдов.
* * *
Наиболее подходящим временем для собирания фольклорного материала была зима, 
самая «сказочная» пора. Сельское население, свободное от половых работ, по 
вечерам собиралось в чьем-нибудь доме, в большой комнате ? гостиной, чтобы 
послушать увлекательные волшебные сказки, легенды, остроумные анекдоты и притчи.
 Здесь же устраивались состязании между певцами ? дангбежами. В отличие от 
других жанров устной словесности, сказки, особенно волшебные, в курдском быту, 
как правило, рассказывались лишь вечерами. Ни один из сказочников не соглашался 
днем рассказывать волшебную сказку. Не поддавались мольбам своих внуков и 
правнуков бабушки и прабабушки. По представлению сказочников, нарушение этого 
правила считалось величайшим грехом.

В прошлом в каждой деревне существовали свои профессиональные сказочники и 
дангбежи, которые по вечерам пели и рассказывали односельчанам всевозможные 
были и небылицы. Курдский писатель и выдающийся дангбеж Ахмеде Мирази 
вспоминал: «Нашим
45
сказочником был Хамзое Алабылке, а дангбежем ? Бакыре Наби»
46
. Подобные вечера были своеобразной школой для молодых сказителей и дангбежей, 
на них передавались основные традиции сказительства, формировался фольклорный 
репертуар.


Сказители старшего поколения свидетельствуют, что их деды и прадеды слушали и 
сами рассказывали нескончаемые, длившиеся по нескольку часов, а порой и дней 
повествования. Нам в детстве также посчастливилось услышать чарующие сказки 
90-летней сказочницы Хама? Давреш, уроженки Карсской области (Турция)
47
.


Искусство сказителя передавалось от поколения к поколению. О подобных мастерах 
живого слова говорил А. А. Ромаскевич, когда писал о персидских сказителях: 
«Сказочник ? весь движение и жизнь: он громко кричит, временами речь его 
переходит в пение, он страстно жестикулируют, то медленно и тихо ступает, то 
быстро движется, поворачиваясь в равные стороны и изгибаясь всем телом, 
подражая движениям и действиям сказочных персонажей. Сидящие напряженно слушают 
и иногда, при патетических возгласах рассказчика, за которыми следует пауза, 
громким хором вторят ему»
48
. Подобные мини-театральные представления мастеров устного слова всегда 
оказывали большое воздействие на слушателей. Высокое исполнительское мастерство 
способствовало тому, что люди верили в рассказываемое чудо.

За годы собирательской работы нам посчастливилось познакомиться со многими 
мастерами устного рассказа, исполнителями фольклорных произведений.
Редкостно одаренной исполнительницей было Гула? Худо (1913?1980). Сама она 
училась искусству рассказывать сказки у своего отца. Сказки, записанные от нее, 
отличаются совершенством сюжета и отточенностью стиля.
Замечательным исполнителем является Ордие Коте (род. в 1913 г.). Речь его 
афористична, он любит крылатые слова, пословицы и поговорки. Много песен и 
сказок Ордие выучил у известных певцов Еноке Сафари и Джамшиде Хамза: «Они 
всегда присутствовали на вечерниках, пели, радовали людей, у них я и научился 
рассказывать сказки».
Талантливым рассказчиком был Осее Шабаб (1905?1970). Он как бы отключался от 
всего мирского и красивым голосом, торжественно и серьезно чеканными фразами 
вел рассказ.
Много сказок было записано от Фарамазе Аздо (род. в 1890 г,), который очень 
любил, когда к нему приходили домой слушать его сказки. Жена его вспомнила, что 
однажды он три зимних месяца каждый день рассказывал сказки и ни разу не 
повторился.
Знатоком курдских народных преданий был Хамзое Бадо (1880?1972). «Мой отец, ? 
вспоминал Хамзое Бадо, ? учил ценить хлеб и мирную жизнь». Сам Хамзое Бадо 
очень любил детей и, даже когда рассказывал для записи, обращался только к 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 389
 <<-