|
Через 35 лет после публикации П. Лерха вышел в свет «Краткий этнографический
очерк курдов Эриванской губернии» С. А. Егиазарова
23
. В конце очерка автор приводит произведения курдского фольклора, записанные им
и его братом на курдском языке. Среди них волшебная сказка «Махмуд-охотник,
Озман-богатырь и Асад-воитель». Известный фольклорист и этнограф Вс. Ф. Миллер
считал, что в этой сказке слышны отголоски древнейшего иранского сказания о
богатыре Рустаме, сыне Заля
24
.
В 1886 г. историко-филологическое отделение Императорской Академии наук вынесло
решение об издании двухтомного труда Е. Прима и A. Социна, ставшего
впоследствии одним из ценных сборников по курдскому фольклору
25
. В сборник вошли варианты эпических сказании, исторические и любовные песни
курдов, написанные на бахдинанском говоре курдского языка в латинской
транскрипции.
Среди изданных сборников курдского фольклора выделяется сборник, озаглавленный
«Армяно-курдский эпос» ? это пятый том «Эминского этнографического сборника». В
него вошли записи курдских текстов известного армянского собирателя Саркиса
Айкуни, осуществленные им в Ванском вилайете в 1904 г.
26
.
Численность курдского населения в пределах Российской империи особенно
увеличилась после русско-персидских войн 1804?1818 и 1826?1828 гг., когда к
России по Гюлистанскому и Туркманчайскому мирным договорам отошли населенные
курдами территории Восточной Армении. Дальнейший рост курдского населения в
Закавказье наблюдался после победоносных для России войн с Турцией 1828?1829 и
1877?1878 гг. Процесс переселения курдов в Россию продолжался вплоть до 20-х
годов вашего столетия. Таким образом, миграция курдов из восточных районов
Турции на нынешние территории Армянской и Грузинской ССР началась более чем 150
лет назад. В основном переселялись курды, проживавшие в районах Карса,
Сарыкамыша, Эрзурума, Баязита, Игдыра, Муша, Битлиса, Вана и Диярбакыра.
В СССР курды живут компактно в Армении, Грузии, Азербайджане, а также в
Туркмении, Киргизии и Казахстане. Общая численность курдов в Советском Союзе,
по официальным данным переписи населения СССР, составляет 130 тысяч человек
27
. За годы Советской власти проделана значительная работа по возрождению
национальной культуры курдов. Она особенно заметна на примере курдов советской
Армении.
* * *
Систематическое собирание и издание курдского фольклора (на основе латинской
графики) началось в Армении после установления Советской власти и принятия
нового курдского алфавита (1929 г.).
Первая фольклорная экспедиция во главе с проф. К. Мелик-Оганджаняном при
участии создателя нового курдского алфавита Исаака Морогулова, Аджие Джнди и
других была организована Институтом истории культуры Армении летом 1932 г. На
Первой всесоюзной курдоведческой конференции, состоявшейся в 1934 г. в Ереване,
были намечены планы изучения истории, литературы, языка, этнографии и фольклора
курдов в СССР. Наряду с сотрудниками курдоведческой секции Института историк
культуры Армении
28
активное участие в собирании и издании курдского фольклора принимали первые
представители советской курдской интеллигенции Аджие Джнди, Амине Авдал, Джасме
Джалил, Джардое Генджо и др.
В этом важном начинании неоценимую помощь оказали студенты Закавказского
курдского педагогического техникума, учителя сельских школ и представители
армянской интеллигенции, владевшие курдский языком.
Собирательская работа в начале 30-х годов в курдских районах Армении была
успешной. Часть собранного материала была опубликована в сборнике «Курдский
фольклор» (1936 г.), который стал библиографической редкостью. Наряду с
поэтическими в нем были помещены 24 прозаических произведения (сказки, притчи,
легенды)
29
. Эти же произведения в различных вариантах были записаны спустя несколько
десятилетий во время наших полевых сборов от курдов, проживающих в Армянской
ССР.
|
|