|
апачей изливал свою последнюю волю и где говорилось о местонахождении
золота, и сбежал с ним. Я вынудил кайова освободить меня, поспешил за вором и
прибыл на место как раз в тот момент, когда он только что нашел сокровище.
Тайник был на высокой скале, на берегу одинокого горного озера, которое
называют Деклил-То, Темная Вода. Увидев меня, бандит выстрелил. Что произошло
потом, можно прочитать в последней главе «Золота Виннету».
А в отношении Тателла-Саты, Хранителя Большого Лекарства, должен признать, что
всегда горел искренним желанием встретиться однажды с этим самым таинственным
из всех краснокожих и поговорить с ним, но мое сокровенное желание так до сих
пор и не исполнилось. Имя Тателла-Сата с языка таос дословно переводится как
Тысяча Солнц, то есть по-индейски Тысяча Лет. А значит, обладатель его
настолько стар, что определить его возраст невозможно. Неизвестно и то, где и
когда он родился, поскольку он не принадлежал ни к одному из племен, хотя все
индейские народы почитали его одинаково высоко. Сотни шаманов в одиночестве
постепенно обретали дар и знания; он именно из таких, высоко вознесшийся над
остальными. Неверно представлять себе индейского шамана шарлатаном, знахарем
или колдуном, вызывающим дождь. Шаман хоть и «человек лекарства», но
«лекарство» здесь не имеет ничего общего со своим значением, принятым у нас [6
- По-английски шаман, знахарь — medicine-man, что буквально можно перевести и
как «человек лекарства».]. Для индейцев это слово из чужого языка, и смысл его
у них совершенно иной.
Когда краснокожие познакомились с белыми, они увидели, услышали и узнали много
удивительного. Больше всего их удивляло действие наших лекарств, медикаментов.
Они не могли постичь этого явления и признали его как безграничную божественную
благодать, открывшуюся человеческому роду с Небес. Первый раз услышав слово
«лекарство», они связали с ним понятие о чуде, божественном покровительстве и
непостижимом для людей действии высших сил. Стало быть, значение принятого
индейцами во все языки и диалекты слова «лекарства» соизмеримо у них со смыслом
слова «таинство». Все, что было связано с их религией, верой и поисками вечного,
стало определяться как «лекарство», так же как и все те плоды европейской
науки и цивилизации, которые они не могли понять. Они были достаточно искренни
и честны, чтобы открыто признать — преимуществ у бледнолицых гораздо больше.
Потому-то индейцы и стремились равняться на последних, брали от них много
хорошего, но, к сожалению, и много плохого. Они были так по-детски наивны, что
все самое обычное считали необычайно высоким, святым. Тогда они и взяли в
оборот слово «лекарство», называя им самое святое и не подозревая, что это
святое они тем самым оскорбляли и унижали, А поскольку в те давние времена даже
у нас слово «лекарство» еще не вызывало такого почтительного отношения, как
сегодня, и слыло синонимом притворства, шарлатанства и легкомыслия, то, со всей
своей непосредственностью называя «шаманами», или «людьми лекарства», тех, кто
стоял у истоков теологии и науки, индейцы и не догадывались, что унижали и
навсегда уничтожали этих людей.
Как высоко стояли последние, прежде чем познакомились с «цивилизацией» белых,
нам еще предстоит узнать, углубившись в прошлое американской расы. А прошлое
свидетельствует, что по многим показателям народы Америки стояли на одной
ступени с белыми. Царство добра, величия и благородства древних народов брало
начало в головах тех людей, которых позже станут именовать «людьми лекарства».
Среди шаманов было не меньше, чем в истории азиатской и европейской рас, людей
знаменитых и выдающихся. Если современные индейские шаманы не шаманы прошлого,
то в этом явно виноваты не только индейцы. Духовная элита инков, тольтеков и
ацтеков [7 - Инки (более правильно инка) — первоначальное название индейского
племени группы кечуа, обитавшего на территории нынешнего Перу; позже название
народа целого государства, процветавшего до 1532 года, разбитого и полностью
разоренного испанскими завоевателями. Оставили после себя уникальные по своей
архитектуре храмы, дворцы и обсерватории, а также богатейшие памятники
ювелирного искусства. Тольтеки — индейский народ языковой группы науатль.
Вторгнувшись с Севера в Центральную Мексику еще в VIII в., создали большое
государство. Позже сами оказались под игом ацтеков и других племен, а в XVII
веке были завоеваны испанцами и практически исчезли, оставив замечательные
памятники архитектуры и культуры. Ацтеки (ацтека) — крупная индейская
народность юто-ацтекской языковой семьи; проживали на территории Мексики. Еще в
XIV веке основали могучее государство Теночтитлан, которое поработили и
разграбили испанцы в 1519-1521 годах. Известны богатым культурным наследием,
развитой медициной и астрологией.], а также «попечителей лекарств» перуанцев и
мексиканцев определенно находилась не на таком низком уровне, как авантюристы
Кортес и Писарро [8 - Кортес (Cortes), Эрнан (1485-1547) — испанский
конкистадор, завоеватель Мексики в 1519-1521 годах. Проявил себя как полководец
и политический деятель; позже стал губернатором Новой Испании (Мексики). Умер в
Испании. Писарро (Pizarro), Франсиско (1475-1541) — испанский конкистадор и
завоеватель государства инков в XVI веке. Погиб в борьбе за власть и раздел
добычи.].
Я не знаком ни с одним белым, который был бы посвящен в тайны шаманов или
понимал символику индейских обычаев хотя бы так, чтобы иметь право говорить или
даже писать о них. Настоящий шаман, серьезно относящийся к своей репутации,
никогда не допустит аттракциона. Так называемые медсинмены, отторгнутые
индейским народом и временами появляющиеся у нас, — все что угодно, но только
не настоящие шаманы, и вероятность того, чтобы последние пустились на дешевые
трюки и прочие
|
|