|
ействия (Карма Индриями,
такими, как речь, ру-
ки, ноги, гениталии и анус). Вы не должны думать об объектах чувств. Если вы
соблюдаете голодание в дни
Экадащи, чтобы умилостивить Господа Хари, и если ваш ум постоянно думает о
разного рода вкусной пище, вы
не получите пользы от голодания. Вас следует рассматривать как самообманутого
человека или лицемера, то
есть человека грешного поведения (Митхьячара). По этой причине Бог Кришна
говорит в Гите:
.Кто сидит, контролируя органы действия, но пребывая в своём уме на объектах
чувств, тот озадаченный че-
ловек называется лицемером.. (гл.3, Шлока 6).
Действия ума являются реальными действиями. Мысль является реальным действием.
Вы должны использо-
вать энергию, которая сохранилась с помощью контроля за органами, для более
высоких целей на алтарь Госпо-
да. Это будет составлять Йогу. Тот страстный человек, который часто посещает
свою законную жену, более амо-
рален, чем человек, который изредка посещает публичный дом. Тот человек,
который постоянно пребывает в
сексуальных мыслях, в высшей степени аморален, даже если он соблюдает
физическую Брахмачарью, контро-
лируя тело. Он . самый худший человек. Мысль управляет телом. Бог Кришна
говорит Арджуне:
.Тот, кто контролирует чувства (знания) посредством ума, о Арджуна, с органами
действия без привязанно-
сти, совершает Йогу посредством действия, он является достопочтенным.. (гл.3,
Шлока 7).
Затем Господь хвалит действие и далее добавляет, что человек не может
поддерживать даже своё здоровье,
если он остаётся пассивным. Поэтому Он говорит:
.Затем совершай правильные действия, поскольку действие выше, чем бездействие,
и даже само поддержа-
ние тела невозможно с помощью бездействия.. (гл.3, Шлока 8).
47
Неправильно также считать, что действия ведут к рабству и, следовательно, их не
нужно выполнять. Карма
Йога . это выполнение действия с пониманием Санкхйи или уравновешенным разумом,
который не подвержен
потере или обретению, успеху или неудаче. Господь Кришна даёт ценные указания
Арджуне при выполнении
действия. Он говорит: .Непривязанным ты совершай действия.. (гл.3, Шлока 9).
В этом секрет Карма Йоги.
III.7. ИНСТРУКЦИИ УЧЕНИКАМ
Гордость, самонадеянность, высокомерие, раздражительность, самонапористая
Раджасическая натура, любо-
пытство о делах других людей и лицемерие . всё это является препятствиями для
практики медитации. Тонкие
формы этих Вритти таятся в уме. Они действуют подобно подводным океаническим
течениям. Под давлением
Йоги и медитации различные виды нечистоты в уме выходят, подобно тому, как
грязь из комнаты, которая была
заперта в течение шести месяцев, выметается, если вы тщательно подметаете.
Ученики должны заниматься са-
моанализом и наблюдать за своими умами. Они должны устранить свои слабости одну
за другой, применяя под-
ходящие эффективные методы. Гордость является закоренелым качеством. Её ветви
разветвляются во всех на-
правлениях в областях Раджасического ума. Вновь и вновь она проявляется, хотя
иногда волна временно стиха-
ет. Она утверждается вновь, когда возникают удобные обстоятельства.
Если ученик имеет природу существа, легко ранимого пустяками, он не может иметь
какого-либо прогресса в
медитации. Он должен культивировать любезность, любящую природу и
приспосабливаемость. Тогда это пло-
хое качество исчезнет. Некоторые ученики легко обижаются, если им указывают на
их отрицательные качества
и дефекты. Они негодуют и начинают бороться с человеком, который указал на эти
дефекты. Они думают, что
человек придумал их из ревности и из-за ненависти. Это плохо. Другие люди легко
могут обнаружить наши де-
фекты. Человек, который не ведёт жизнь самоаналитического плана, чей ум
обладает исходящими тенденциями
(Бахирмукха Вритти), не может обнаружить свои собственные ошибки. Тщеславие
действует, как вуаль, и зату-
манивает умственное видение. Если ученик хочет расти, он должен признать эти
дефекты, даже если на них ука-
зывают другие. Он должен стараться сделать всё возможное, чтобы побороть их, и
должен быть благодарен че-
ловеку, который указал ему на них. Только тогда он м
|
|