|
а.
Так вот, попробуй прочитать стихотворение как взаимодействие образов, а слова
забудь. Слова для актера - последнее дело.
Она вновь и вновь перечитывала стихотворение. Стало получше.
Но стихотворение не оживало.
- Ты все время боишься, когда произносишь эти фразы. Пока в душе есть страх,
стихотворение жить не будет.
Она пыталась, но толку было мало. Я понял, в чем дело.
- Знаешь, что такое страх? Ты думаешь, что это - боязнь настоящего, но это -
боязнь будущего. Я где-то читал совет одного психолога: "Если чего-то панически
боитесь, представьте, что это - уже произошло, и все станет намного проще".
Девушка опять начинает перечитывать стихотворение, но оно все равно не
оживает.
- Ты знаешь, чем отличается жизнь от той басни, которую ты рассказываешь?
- Чем?
- Когда ты читаешь стихотворение, ты знаешь, что произойдет через одну или
две строки, а в жизни - нет, и это наполняет жизнь остротой, богатством всех
эмоций. Когда ты читаешь стихотворение, то не должна видеть будущего,
чувствовать его.
Эмоциональный образ должен жить только в настоящем. У тебя нет времени в твоих
образах. Чем ярче ты обрисуешь настоящее, тем активнее оно станет
взаимодействовать с будущим.
Девушка вновь отправилась на прослушивание и опять не прошла. Я тогда не
понимал, в чем дело. Сейчас понял. По библейской легенде Бог из глины создал
человека, а потом вдохнул в него жизнь, душу. И жизнь, и душа - это порция
любви, полученная от Бога. Этой порции любви у нее и не хватало. Для того,
чтобы внешний, человеческий слой любви увеличивался, он должен был уподобиться
внутреннему, бесконечному, который носит в себе каждый из нас. А состояние,
когда дана возможность любить, - уже счастье. Когда любовь ни от чего не
зависит и повлиять на нее ничем невозможно. И когда любовь и претензии любого
рода несовместимы. Оказывается, человек, испытывающий это состояние,
эмоционально неуязвим в любой ситуации. При любом стрессе он сохраняет контроль
над собой и окружающим миром. Он может внешне выдавать любой диапазон чувств,
внутренне оставаясь стабильным, а это очень важно для актера.
Текст, написанный драматургом, актер должен насытить любовью настолько, что
эмоциональный образ, созданный на сцене, начнет жить независимой жизнью в своем
времени и пространстве, реально отличающимися от времени и пространства зала.
Я помню, как мой знакомый рассказывал историю о поступлении в театральный
институт. В приемную вошел юноша и смущенно сказал, что готов к экзамену.
Председатель комиссии достал из кармана часы и положил их перед собой на стол.
- Значит так, молодой человек, сумеете у всех на глазах украсть часы,
поступите в театральный институт, не сумеете - извините. Вы нам не подойдете.
Несколько секунд парень, ничего не понимая, ошарашенно смотрел на
экзаменаторов. Видно было, какая буря эмоций вспыхнула в его душе. Вдруг у него
неожиданно вырвалось: - Ах, вы падлы! Да вас здесь всех уже купили и продали! У
вас уже заранее было определено, кто должен поступить в институт, а кого
засыпете! А сейчас уже денег насосались и начинаете заваливать талантливых
ребят!
Он подскочил к председателю комиссии.
- Вот, Вы, поди, больше всех денег нахапали. А сами об искусстве, о красоте
толкуете. Да в этом институте порядочному человеку учиться стыдно. И мне
повезло, что я в ваш институт не прошел.
Потом он развернулся и вышел. Несколько минут члены комиссии обалдело
смотрели на дверь. Только после этого председатель увидел, что часов на столе
нет, и понял, в чем дело. Парня в институт приняли.
Другой случай. На экзамене полную девушку, красневшую от смущения, попросили
сыграть крестьянку, которая везет хворост до леса домой.
- Вот у Вас волы встали. Действуйте, исходя из ситуации.
Она подходит и начинает нежно гладить воображаемых животных.
- Ну, миленькие, родненькие, давайте, идите.
Потом вопросительно смотрит на членов комиссии. Те пожимают плечами: волы
стоят. Тогда девушка берет воображаемую хворостину и начинает подстегивать
волов. И опять вопроситель- ный взгляд. Экзаменаторы показывают: волы стоят.
Тогда она начинает тянуть из-за всех сил воображаемых волов. И опять тот же
самый результат. Девушка несколько секунд думает, а потом неожиданно низким
голосом начинает говорить непристойности в адрес волов, а потом, повышая голос,
кроет их трехэтажным матом.
- Все, волы пошли, - кряхтят члены комиссии и одобрительно кивают.
Актер - человек искусства. Если он начинает испытывать страх перед будущим,
сильную зависимость от чего-то в глубине души, он не сможет создать роль.
Умение внешне контролировать ситуацию, держать ее - это умение выстроить образ
на сцене. Не случайно в театральных институтах необходимым элементом подготовки
актера является фехтование. С одной стороны, - любовь, независимая ни от чего,
как высший акт творчества, созидания; с другой - максимальный контроль над
ситуацией на внешнем уровне; и третий момент - абсолютное подчинение внутри,
которое выражается в отсутствии желания управлять будущим с осознанием, что Бог
творит и настоящее, и будущее. Шутками, юмором, розыгрышами, непристойным
поведением, абсурдными, нелепыми действиями и т.д. люди искусства пытаются
снять зависимость от окружающих ценностей, ибо эта зависимость уменьшает запасы
их любви и уменьшает доступ к творчеству. Но у всех у нас есть экзаменационная
комиссия, которая заставляет нас повышать свой созидательный потенциал, и порой
весьма ж
|
|