|
в нашей собственной жизни, в нашем собственном по ведении должна совершаться
духовная эволюция. Помогайте вашим братьям, не будьте суровы с ними, поднимайте
их, когда они падают, помните, что если вы стоите твердо сегодня, вы можете
упасть завтра и будете нуждаться в помощи также, как ваш павший брат.
Все св. Писания утверждают, что самая суть Божественной жизни есть
бесконечное сострадание. Сострадательным должен быть и человек, достигший
духовности. Будем же и мы — по мере сил — из наших малых чаш любви подавать
нашим ближним каплю из божественного океана сострадания. Мы всегда будем правы,
если поможем своему ближнему, забывая о своих собственных нуждах, чтобы
удовлетворить его нужды.
В этом, и только в этом, заключается истинная духовность, и весь ее смысл в
том, чтобы вернуться туда, откуда началось наше странствие, чтобы признать
единое “Я” во всем. Тот, кто стремится к духовности, должен отождествлять себя
вполне со всем, что живет и дышит. Нет “другого” в этом мире, мы все — одно.
Каждый является отдельной форм ой, но один и тот же Дух дышит и живет во всех.
Послушайте, что сказал Шри-Кришна, олицетворенная божественная любовь, когда,
взглянув на наш мир, он произнес свой божественный суд над праведными и
грешными. “Если самый грешный поклоняется Мне всем сердцем”, сказал Он, “то и
его следует причислить к праведным, ибо праведна решимость его; скоро станет и
он послушен Долгу и в ступит в Вечный Мир. Знай, о Каунти, воистину
поклоняющийся мне не погибнет во век” (Бхагавад-Гита, IX, 30, 31).
Будем создавать праведную решимость и страх не проникает в сердца наши. Мы
можем заблуждаться, делать ошибки, можем падать снова и снова, но праведная
решимость приведет нас на верный путь. Будем же поклоняться Высочайшей Любви и
отсюда произойдет наше единство со всем миром; и потому, что будет праведна
решимость наша, несмотря на все наши ошибки и слабости, Сама истина обещает нам,
что скоро станем и мы послушны долгу и обретем мир навсегда.
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ ЗАКОН ЖЕРТВЫ
Мы уже видели из предыдущего, что человек может достигать Высшего Сознания
по мере того, как он овладевает своими чувствами и обуздывает свой ум. Мы
видели, что чем более он повинуется Закону Долга и чем определеннее и
решительнее принимается за уплату всех созданных им обязательств, тем более он
приближается к Вы сшей Жизни.
Теперь мы постараемся подняться в более высокую сферу и посмотрим, как
человек, живший по Закону Долга, растет духовно и начинает достигать единения с
божественной жизнью благодаря выполнению Закона Жертвы.
Мы знаем, что Жертвою создана вселенная, в которой мы живем. Это — вполне
справедливо, потому что вселенная могла произойти только благодаря акту Жертвы
Логос а, который должен ограничить Себя для того, чтобы произошли миры. Все
религии учат, что проявление началось с акта Божественной Жертвы. Можно
привести цитаты из всех св. Писаний, чтобы подтвердить эту мысль, но она
настолько общеизвестна, что не требует подтверждений.
Сущность Божественной Жертвы заключается в том, что Нематериальное принимает
ограничения материи, Беспредельное замыкается в пределы, Свободное заключается
в оковы. Первая мысль, которая является нам при наблюдении мироздания состоит в
том, что проявление жизни возможно лишь благодаря ограничениям, которые и
определяют условия ее эволюции. И как для своего проявления Жизнь должна
вливаться в различные формы, так и для своего дальнейшего раскрытия она должна
разбивать их одна за другой и облекаться все в новые и новые формы. Мы видим,
как жизнь, проявленная в материи, притягивает к себе материю, которая и служит
для нее внешней формой. Так как жизненные отправления истощают форму, жизнь
постоянно привлекает к себе новую материю, чтобы заменить ею утраченную. Мы
видим, что форма постоянно разрушается и возобновляется, что жизнь может
проявляться только вводя новую материю в свою ветшающую форму и тем сохраняя ее,
как орудие для своего проявления. Только таким образом жизнь и может
развиваться, постоянно присваивая материю для того, чтобы поддерживать и
возобновлять свои формы.
Таким образом, как бы внедряемся в самую природу живых существ мысль о том,
что только благодаря захвату, присвоению и удержанию сохраняется и развивается
жизнь. По-видимому, первое, что жизнь приобретает от своего соприкосновения с
материей, есть именно такое сознание, и на самых ранних ступенях развития для
нее остается непонятным, что захват, присвоение и удержание есть необходимое
условие не самой жизни, а лишь сохранения формы, в которой жизнь проявляется.
Форма не может существовать, не захватывая постоянно новой материи. Когда жизнь
находится в процессе роста и развития, это постоянное присвоение является ее
признаком. Всюду на пути Пракрити (Индусская психология основана на идее
эволюции сознания, которое в течение первой половины своего пути, носящем
название “путь выступления”, живет присвоением; тогда как в течение второй
половины, называющейся “путь возврата”, оно живет возвращением всего
присвоенного. На поступательном пути она должна захватывать, брать, держать и
присваивать. Всюду учится она вбирать в себя другие формы и соединять их с
собою, чтобы сохранить таким образом свое отдельное существование.
Когда великие учителя стали обращаться к развивающемуся человеческому
сознанию тогда человек услыхал странное учение, противоречившее всему его
прежнему опыту. Учителя стали говорить ему: “Жизнь сохраняется не только
захватом, но и жертвой того, что ты уже приобрел”. Ошибочно думать, что ты
|
|