|
В этом заключается разрешение проблемы предопределения и свободной воли;
постепенно свободной волей человек создает для себя предопределение, и между
двумя полюсами заключены все комбинации свободной воли и необходимости, и из
них-то и состоит вся внутренняя борьба, которую мы ясно сознаем внутри себя. Мы
постоянно создаем привычки, повторяя преднамеренные поступки, причем
руководствуемся свободной волей, но затем привычка становится ограничением, и
мы начинаем совершать то же действие уже автоматически. Может случиться, что мы
признаем привычку дурной и начнем с большим трудом переделывать ее мыслями
противоположного порядка, и после многих неизбежных возвращений к прежнему
новому направление мыслей повернет поток, и мы снова обретем полную свободу, к
сожалению, нередко только для того, чтобы снова выковывать для себя оковы.
Таким образом, старые мысле-образы сохраняются и ограничивают наши
умственные способности, проявляясь как индивидуальные и национальные
предрассудки. Большинство людей и не подозревает, что готовит для себя такие
цепи, и безмятежно живет, закованное в них и не сознающее своего рабства; лишь
тот, кто познал истину относительно собственной природы, становится свободным.
Состав нашего мозга и нашей нервной системы — одно из самых важных условий
нашей жизни. Мы создали их нашими прежними мыслями, а теперь они ограничивают
нас, и мы же, не зная истины, гневаемся на них. Они могут быть изменены, но
медленно и постепенно, границы могут быть расширены, но перешагнуть через них
сразу невозможно.
Другая форма зрелой кармы появляется тогда, когда прежние дурные мысли
образовали как бы кору дурных привычек, которая держит человека в плену и
придает его жизни дурной отпечаток. Поступки являются, как уже сказано,
неизбежным последствием прошлого, но они могли и не проявиться, и даже в
течение нескольких жизней, если последние не представляли необходимых условий
для их проявления. А между тем, душа за этот промежуток выросла и выработала
благородные качества, но в одной из последующих жизней обстоятельства могут
сложиться так, что эта кора прежних дурных привычек выйдет наружу и, благодаря
этому, душа не будет в состоянии проявить свои позднейшие высшие качества;
подобно цыпленку, готовому вылупиться, душа закрыта ограничивающей ее скорлупой,
которая одна видима для внешнего зрения. Через некоторое время карма истощится,
и тогда какое-нибудь, по-видимому, совершенно случайное обстоятельство,
например, вдохновенное слово великого учителя, книга или какая-нибудь лекция
разбивает скорлупу, и душа выступает из нее освобожденная. В этом и кроется
причина тех редких и внезапных , но прочных “обращений”, тех “чудес
божественной благодати”, о которых все мы слышим порой; но для знающего закон
Кармы все такие явления становятся понятными, как результаты естественного
закона.
“Накопленная карма”, проявляющаяся как определенный характер, в
противоположность зрелой карме, всегда доступна изменениям. Можно сказать, что
она вся состоит из наклонностей, сильных или слабых, соответствующих силе мысли,
которая создавала их, и они же могут быть или еще более усилены, или ослаблены
благодаря свежим притокам мыслей, направленных или по одним линиям с ними, или
же против них. Если мы находим в себе наклонности, которые не одобряем, ничто
не мешает нам приняться за искоренение; возможно, что мы не будем в состоянии
противостоять искушению, и сила желания будет время от времени побеждать нас,
но чем дольше мы будем, выдерживать натиск этой силы, тем ближе мы будем к
победе. И если даже победа останется не за нами, все же каждая борьба будет
приближением к успеху, ибо она каждый раз уничтожает частицы нежелательной
наклонности, и от этого последняя все более и более истощается.
“Созидающуюся карму” мы уже рассматривали ранее.
Коллективная карма. Когда целая группа людей рассматривается с кармической
точки зрения, влияние кармических сил на каждого, как на члена данной группы,
вносит новое условие в карму индивидуума. Мы знаем, что когда несколько сил
действует на одну и ту же точку, движение этой точки происходит не по
направлению одной из этих сил, а по направлению равнодействующей этих сил.
Таким образом, коллективная карма определенной группы людей есть
равнодействующая всех взаимно влияющих сил индивидуумов, из которых образуется
эта группа, и все эти индивидуумы устремляются по направлению этой
равнодействующей.
Душа привлекается своей индивидуальной кармой в определенную семью, с
членами которой у нее были завязаны связи в предыдущих жизнях; предположим, что
семья получила наследство от деда и пользуется богатством; появляется наследник
по линии старшего брата деда, который, по общему предположению, умер бездетным,
и все богатство переходит к нему, а отец семейства остается без средств и в
долгах. Весьма возможно, что душа, о которой идет речь, не имела связи с
появившимся нас ледником, относительно которого у отца было невыполненное
обязательство, вызвавшее упомянутую семейную катастрофу, и все же благодаря
семейной карме приходится пострадать и этому невинному члену семьи. Если в его
индивидуальном прошлом существует какой-либо дурной поступок, который может
быть погашен страданием, вызванным семейной кармой, он останется в этой семье,
если же нет, он будет извлечен из разоренной семьи каким-нибудь “непредвиденным
обстоятельством”, например, посторонний добрый человек возьмет его на
воспитание и усыновит, причем этот человек, изменивший его судьбу, стоял
несомненно в определенном отношении к нему; был, может быть, его должником в
предыдущей жизни.
Еще яснее этот закон проявляется в массовых катастрофах, каковы
железнодорожные крушения, гибель корабля, циклоны, наводнения и т.п. Например,
происходит железнодорожное крушение; непосредственной причиной катастрофы было
|
|