|
действовать без колебания; и если его поступок окажется ошибочным, он спокойно
примет все тяжелые последствия ошибки как урок, полезный для будущего, тогда
как благородный мотив его поступка — хотя бы и ошибочный — уже подействовал на
облагораживание его характера, и при том навсегда.
Закон, по которому сила принадлежит той сфере, в которой она создалась,
представляет величайшее значение. Если сила освобождается ради приобретения
физических предметов, она и будет действовать в физической среде и привяжет
своего создателя именно к этой среде; если же она стремится к предметам высшего
мира, она и будет проявляться в этом высшем мире и свяжет своего творца с
последним; но если ее мотивом будет единый божественный источник, тогда сила
эта проявится в духовном мире и не свяжет своего творца, а оставит его
свободным, так как он не просит ничего.
Три рода кармы. Зрелая карма есть та, которая уже готова осуществиться, и
поэтому она неизбежна. Из всей суммы прошлой кармы известное количество ее
может быть погашено в течение одной и той же жизни; но есть различные виды
кармы, которые так несовестимы между собой, что они не могут проявиться в одном
физическом теле и требуют различных физических типов для своего выражения. Так,
образуются обязательства относительно других душ, а все эти души не могут быть
воплощены в одно и то же время; или бывает карма, которая должна быть
осуществлена среди определенного народа или в определенном общественном
положении, тогда как у того же человека есть и другая карма, которая требует
совершенно иных условий и иной среды. Таким образом лишь часть всей суммы его
кармы может быть осуществлена в дан ?ной жизни, и эта часть выбирается
Руководителями кармы, о которых ниже будет сказано несколько слов, и душа
направляется в известную семью, нацию, местность и тело для того, чтобы
погасить всю ту совокупность причин, которая могла быть соединена вместе.
Эта совокупность созданных человеком причин определяет продолжительность
этой его жизни, придает его телу характерные черты, приводит в соприкосновение
с воплощенным человеком те души, относительно которых у него сложились
определенные обязательства, окружает его родственниками, друзьями и врагами,
определяет общественное положение, в котором он должен родиться, вместе со
всеми сопровождающими его преимуществами и невыгодными сторонами, избирает ту
часть душевных сил и способностей, которые могут быть проявлены через тот мозг
и через ту нервную систему, которые, по кармическим условиям, организуются для
него; соединяет вместе те созданные им причины, последствия которых могут быть
выражены в радостях и горестях его земного поприща, соединенных в одной и той
же жизни. Все это и есть “зрелая карма”, и ее может набросать в гороскопе любой
сведущий астролог. Во всем этом человек не имеет свободного выбора, все это уже
определилось тем выбором, который он сделал в своем прошлом, и он должен
погасить до последней частицы все долги свои.
Физическое, астральное и ментальное тела в которые душа облекается для
своего нового существования, являются, как мы уже видели, прямым результатом ее
прошлого, и они представляют чрезвычайную важную часть ее “зрелой кармы”. Они
ограничивают душу со всех сторон, и ее прошлое восстает против нее, когда
устанавливает те границы, которые душа сама создала для себя. Спокойно
принимать последние и усердно работать над своим совершенствованием — вот
единственный исход для мудрого человека, ибо избежать этих ограничений он не
может.
Есть еще другой род зрелой кармы, очень важный по своему значению, это —
неизбежные поступки. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда
мыслей; если взять пояснительный пример из химии, можно это сравнить с
насыщенными раствором, который мы наполняем мысль за мыслью одного и того же
рода до тех пор, пока не настанет момент, когда одна последняя мысль или даже
простой импульс, одна вибрация извне, произведет кристаллизацию всего раствора,
— другими словами, — весь предшествующий процесс мысли выразится в неизбежном
поступке. Если бы мы упорно повторяли мысли одного и того же рода, например,
мысли мщения, мы под конец достигли бы такой степени насыщенности, когда каждый,
даже самый легкий импульс в состоянии кристаллизовать наши мысли, и
результатом будет — совершенное преступление.
Или мы можем упорно повторять мысли любви и помощи до степени полного
насыщения, и когда новая мысль, вызванная возможностью помочь, коснется нас,
раствор сразу .твердеет, т.е. выразится в героическом поступке. Может случиться,
что человек принесет с собой в земную жизнь зрелую карму именно такого рода, и
тогда первые вибрации, коснувшиеся запаса однородных мыслей, готовых уже
выразиться в действии, подвинут его как бы бессознательно к совершению
определенного поступка. Он не в состоянии остановиться для того, чтобы
подумать; он находится в тех условиях, когда первая же вибрация мысли вызовет
действие; являясь в критический момент, самое легкое прикосновение должно
вывести его из равновесия.
При таких условиях человек сам будет удивляться своему собственному поступку,
будет ли это преступление или высокое самоотречение. Он скажет: “Я сделал это
не подумав”, не подозревая, что он думал об этом так часто, что поступок стал
неизбежным.
Таким образом, если человек направляет свою волю все в одном и том же
направлении, под конец воля его определяется непреложно, и тогда момент
действия зависит от первой случайности. До тех пор, пока человек еще способен
думать, свобода выбора остается за ним, ибо он может новую мысль
противопоставить старой и постепенно изгладить последнюю, повторяя
противоположные мысли; но когда внутри все созрело для действия, свободы выбора
уже не может быть.
|
|