|
ограничение это уничтожается вместе с физическим телом и таким образом карма
поступков — в своем влиянии на душу человека — ограничивается лишь одной
текущей жизнью.
Но вопрос совершенно меняется, если мы начнем изучать влияние наших
поступков на других, ту долю счастья или несчастья, которую они приносят им, и
то действие, которое они оказывают на них в качестве дурного или хорошего
примера. Этим влиянием на других поступки наши связывают нас с нами и таким
образом являются треть им фактором, определяющим человеческую среду нашего
будущего воплощения; что касается внешних условий нашего будущего, — поступки
наши являются главнейшим фактором, определяющим эти условия.
Говоря вообще, благоприятные или неблагоприятные условия физической среды, в
которой мы рождаемся, зависят от влияния наших поступков на благоденствие или
несчастие окружающих нас в прежней нашей жизни людей. Физическое влияние наших
земных деятельностей на других людей проявляется кармически в том, что мы
получаем в будущем или хорошие, или дурные условия существования.
Если человек содействовал физическому счастью других людей, жертвуя
богатством, временем или трудом, такое содействие принесет ему кармически
внешние условия, ведущие к физическому благоденствию. Если же он содействовал
физическому бедствию других людей, он кармически пожнет такие бедственные
условия, которые вызовут и для него физическое бедствие. Это происходит
неизменно, какой бы мотив н и руководил действиями человека, и этот факт
приводит нас к рассмотрению закона, по которому каждая сила действует в своей
собственной сфере. Если человек посеет счастье для других в физической сфере,
он пожнет благоприятные условия в этой же физической сфере, а какой у него при
этом был мотив, это обстоятельство не будет иметь влияния. Человек может
посеять пшеницу с намерением произвести спекуляцию, которая разорит его соседа,
но его дурной мотив не может заставить вырасти вместо пшеницы одуванчик. Мотив
есть ментальная или астральная сила, смотря по тому, вызывается ли она волей
или желанием, и поэтому она может влиять лишь на нравственный характер или
астральную природу человека. Причинение же физического счастья путем поступка
есть физическая сила и действие ее ограничивается физической средой.
Своими поступками человек влияет на своих соседей в физических условиях
жизни; он распространяет или благоденствие вокруг себя, или вызывает бедствия,
увеличивает или уменьшает сумму земного благосостояния. Но мотивы его при этом
могут быть чрезвычайно различны; они могут быть и хорошие, и дурные, и
смешанные. Человек может совершить поступок, который даст другим много радости,
из чистого благоволения, желая порадовать своих ближних. Возьмем такой случай:
он предоставляет городу свой парк в пользу всех его жителей; но ведь другой
может сделать то же самое из тщеславия, из желания получить взамен какую-нибудь
награду, например — титул или орден; третий может также отдать свой парк, но из
мотивов смешанных: частью — бескорыстных, частью же — эгоистических. И эти
разные мотивы подействую т на характер всех троих в их будущем воплощении
различно: одного — бескорыстный мотив быстро двинет вперед, другого — задержит,
для третьего — проявится ничтожным результатом.
Но самый результат, т.е. радость многих людей от пользования парком, не
зависит от мотива его владельца, гуляющие люди радуются совершенно одинаково, и
эта рад ость, вызванная поступком отдавшего свой парк, дает ему право на уплату
со стороны природы долга, который и будет ему возвращен с самой добросовестной
точностью. Он получит физический комфорт или даже большое богатство, так как он
содействовал в больших размерах физическому довольству людей и должен
воспользоваться кармическим плодом своего поступка. Это — его право; но как он
воспользуется своим блестящим положением, будет ли он счастлив среди своего
богатства — это уже будет зависеть от его внутренних свойств и здесь он также
испытает полную справедливость, так как каждый посев приносит свою собственную
жатву. Поистине пути кармы для всех одинаковы. Она не отнимет у дурного
человека результаты, которые естественно следуют за его поступком, давшим
радость другим, но она же воздаст ему ухудшением характера, вызванным его
дурным мотивом, вследствие чего среди богатства и внешнего благоденствия он
будет и недоволен, и несчастлив. Точно так же и добрый человек не избежит
физического страдания, если он неумелыми действиями, хотя бы истекавшими из
хорошего мотива, вызвал несчастие для других; это несчастие навлечет и на него
тяжелые физические условия жизни, но его хороший мотив, улучшив его внутренне,
послужит для него источником внутреннего довольства, и он сохранит терпение и
доброе настроение среди всех заслуженных затруднений. Много непонятных явлений
получило бы разумное объяснение, если бы к ни м применить приведенные законы.
Эти условные результаты деятельности происходят оттого, что каждая сила
обладает характерными особенностями той сферы, которая породила эту силу, и чем
выше сфера, тем сильнее и устойчивее идущая из нее сила.
Вот почему мотив гораздо важнее, чем сам поступок, и ошибочное действие,
совершенное с хорошим мотивом, производительнее для человека в смысле добра,
чем самый удачный поступок, в основе которого лежит дурной мотив. Мотив,
воздействуя на характер человека, вызывает длинный ряд последствий, ибо вся
последующая деятельность того же человека будет находиться под влиянием
улучшенного или ухудшенного характера; тогда как поступки, принося своему
творцу физическое счастье или несчастье, в зависимости от того, как эти
поступки влияли на других, — не имеют в себе творческой силы и погашаются
проявленными результатами.
Когда знающий закон кармы приходит в смущение, сталкиваясь с двумя
различными обязательствами, он должен тщательно взвесить свои мотивы,
отделаться от всего эгоистического, очистить свое сердце и затем уже
|
|