|
самого медлительного из нас достаточно времени, поэтому наша победа неизбежна и
конечный результат обеспечен. Вы — хозяин своего будущего характера, а потому и
своей судьбы. Вот один ряд доводов в пользу перевоплощения, предоставляемый
Божественной Мудростью: необходимость превращения дикаря и мудреца, зачаточного
человека в победоносного Сына Божия.
Но оно необходимо не только ввиду этого. Возьмите, например, новорожденного
младенца, скоро после своего рождения умирающего. Предположите, что
перевоплощения нет, — каков смысл этой кратковременной жизни? Если вы возьмете
обычное христианское представление — я беру христианство, потому что оно
утратило учение о перевоплощении, хотя когда-то оно и обладало им и теперь
начинает возвращаться к нему — как можете вы объяснить тайну этой смерти? Имеет
ли человеческая жизнь опыт, приобретаемый на земле, какое- либо непреходящее
значение, или нет? Если вы скажите, что имеет, и что этот опыт будет иметь
ценность во время бессмертной жизни, тогда значит этот несчастный ребенок
навсегда лишен возможности приобрести подобный опыт и никогда не сможет
восстановить потерянного. Если этот младенец не вернется на землю для другого
рождения, тогда значит у него отняли бесценное достояние человеческой жизни и
никакие небеса не смогут заменить его, ибо там нельзя приобрести земных опытов,
и от этого он будет беднее. С другой стороны, если вы скажите, что младенец
ничего не теряет, и если истинно что наша судьба навеки зависит от результата
этой земной жизни, тогда печальная участь ожидает не умирающего младенца, а нас,
ибо нам, продолжающим жить в течение долгих лет, предстоит пройти через заботы,
несчастья, грех, и под конец мы рискуем попасть в ад, в то время, как младенец
не рискует ничем, не испытывает несчастий, и все же под конец о — оказывается в
таком же благоприятном положении, как и мы. Все становится сразу непонятным. Но
люди говорят, что это тайна и что мы не должны проникать в дела Божии, ибо это
не позволено. Такие-то ответы и порождают скептиков. Бесполезно говорить людям,
чтобы они не “вникали”, когда им дан разум как раз для того, чтобы вникать. Нет
ничего такого, что человек не имел бы права изучать; до тех пор пока он не
изучил, он не может сказать способен ли он понять или нет. Все вопросы ищущего
имеют оправдание.
Оставим теперь дикаря и младенца. Есть и другое затруднение. Каков смысл
всех свойств, создаваемых нами с такими усилиями и с такими страданиями даже в
течение одной жизни? Человек проходит через длинную жизнь и становится мудрым;
мы спрашиваем у пожилого человека совета и считаем, что его указания ценнее,
чем указания юного и легкомысленного человека. Но он умирает как раз в тот
момент, когда представляет наибольшую ценность, когда из опытов жизни он добыл
золото мудрости и попадает в рай или в ад. И в том, и в другом случае мудрость
бесполезна. В этих людях, зрелых в мудрости, нуждается земля и, если наиболее
мудрых и благородных забирают в те миры, где нет возможности применить
запасенную ими мудрость, в те миры, где мудрость бесполезна, потому что каждый
либо безвозвратно спасен, либо безвозвратно проклят, тогда вся человеческая
жизнь становится неразумной и весь человеческий опыт выбрасывается в мусорную
кучу природы. Чем по более разумным и логическим линиям идет ваша мысль, тем
более неизбежным представляется перевоплощение.
2. Перевоплощение необходимо с научной точки зрения. Тогда, когда Дарвин
опубликовал свою теорию эволюции, все старались свести к передаче качеств от
родителей к детям и к борьбе за существование, обеспечивающей для этой передачи
лучших родителей. Но, если родители не передают своих качеств детям, то весь
ключ к прогрессу, данный Дарвиным, теряется, ибо все основано на этой передаче.
Основанием, почему Дарвин хотел, чтобы продолжалась борьба, служит то, что
единственную надежду на человеческий прогресс он видел в борьбе. Только таким
образом мог слабый быть убитым, а сильный выжить, чтобы стать родоначальником
последующих поколений. Когда я изучала законы роста населения, я писала Дарвину
об этом вопросе, и получила в ответ, что мы не должны смягчать этой борьбы,
потому что, если мы будем делать это, прогресс человеческого рода прекратится.
Единственным методом прогресса является передача приобретенных в индивидуальной
борьбе качеств. Но не таков взгляд современного ученого: теперь он говорит, что
родители не передают своих умственных и нравственных качеств потомкам, наоборот,
говорит он, чем выше умственный уровень, тем слабее способность к
воспроизведению. Он заявляет, что гений бесплоден. Он указывает на то, что
музыкальный гений как бы предвещается за несколько поколений: семья выказывает
известные музыкальные способности до тех пор, пока не подготовится физическое
тело с восприимчивым ухом, чувствительными пальцами, восприимчивыми нервами —
необходимыми для музыканта физическими свойствами. Гений входит в это тело,
проявляет свою силу, покоряет мир и умирает, и не только не передает своего
гения потомству, поднимая этим расу, но его дети, если они у него есть, —
посредственности; и скоро вся семья умирает. Где семьи, произведшие Бетховена и
Моцарта и других великих музыкантов? Везде наука повторяет ту же истину:
умственной и нравственной наследственности не существует, гениальность не
передается. Если перевоплощение не истинно, то это указывает на конец
человеческого прогресса. Нравственный и умственный наследственности не
существует, а ведь будущее зависит как раз от умственного и нравственного роста
человека. Неужели же непрерывность сознания не является необходимым дополнением
непрерывности протоплазмы?
Возникает другой научный вопрос: как развиваются общественные свойства?
Путем борьбы за существование? Но в этой борьбе успехом пользуются те, кто
обладает этими свойствами менее всего. Вы можете видеть это кругом себя: в
борьбе за конкуренцию самым преуспевающим человеком является вовсе не самый
честный; преуспевает скорее человек придерживающийся деловой морали нашего
|
|