|
Что вы можете сделать с ним? Поставьте себе этот вопрос и вы придете к тому,
что обратитесь, наконец, к перевоплощению. Давайте взглянем на этого дикаря в
свете перевоплощения. Он убил свою жену, по всей вероятности он убивал многих
товарищей, он убивал, когда был достаточно силен, он грабил, и все же его
нельзя назвать преступным; он только аморален. Он умирает. Предположим, что
другой дикарь, более сильный, чем он, ударил его по голове и он умирает. Но
по-настоящему он не умер; убито только его тело, а он перешел в промежуточный
мир между землей и небесами; там он открывает, что убитые им люди живы, он
снова встречает их. Их много, а он один, и они также помнят прошлое, как и он.
Поэтому они оказывают ему не особенно любезный прием по ту сторону смерти. До
известной степени он усваивает урок: если сегодня он убьет человека, завтра он
встретит его; если сегодня он съест свою жену, когда он встретится с ней в
другом месте, она окажется не особенно приятной подругой для него. Его старые
мать и отец, убитые им, когда они были слабы, здесь снова живы и находятся
сравнительно с ним в лучшем положении, т.к. они дольше пробыли в небесном мире,
тогда как он вновь пришедший, чужой, испуганный и сбитый с толку человек. Он
начинает усваивать некоторые из своих уроков. Я не говорю, что он усвоит их все
в течение одного этого опыта; он вступает в земную жизнь и уходит из нее снова
и снова до тех пор, пока, наконец, первые уроки жизни не запечатлеются в его
душе, до тех пор, пока он не усвоит, что нехорошо убивать и красть, до тех пор,
пока он не начнет смутно сознавать закон, воздающий каждому человеку по делам
его.
Но это не единственные его посмертные опыты. Возможно, что у него было
известное чувство любви к женщине, бывшей его подругой, прежде чем более
сильная потребность голода пересилила его. Этот маленький зародыш не может
умереть, ибо в царстве закона ничто не умирает. Это маленькое семя добра
начинает расти и делает его счастливым, а впоследствии, когда он принесет с
собою большее количество добра, он возьмет его в более высокий мир и там
переработает в какое- либо нравственное свойство, с которым и возвратится назад.
С каждым новым рождением он приносит с собой возросшую склонность к тому,
чтобы задумываться перед тем, как убивать, и соглашаться, когда ему будут
говорить, что убивать дурно, и таким образом (если проследить большое
количество его жизней), он становится немного цивилизованнее и может жить среди
своего племени и уважать его законы, считая их справедливыми и необходимыми
ограничениями. Он собрал плоды опыта и они пропитали его; он накопил материал и
тот вошел в его жизнь; и он идет вперед, жизнь за жизнью, пока не дойдет до той
точки, на которой рождаются теперь многие из наших детей. Огромная разница
между нашим ребенком и ребенком дикаря состоит в том, что когда перед нашим
ребенком ставятся нравственные идеалы, он отзывается на них, а ребенок дикаря
не отзывается. Я столкнулась с одним случаем, когда младенец, взятый из
разрушенной деревни дикарей, где все жители были убиты, и привезенный домой
миссионеркой в Англию, несмотря на все преимущества обстановки и воспитания,
оказался неспособным отзываться на самые примитивные нравственные идеи. В этой
девочке не было ничего, что могло бы отозваться на все старания и убеждения ее
воспитательницы. Правда, что среди дикарей попадаются иногда опустившиеся люди,
оставшиеся от прошлой цивилизации, которая была на более высоком уровне, чем
тот, на котором находятся они в настоящее время; в них должны быть души
несколько старшие и поэтому вы можете встретиться с известным, хотя и очень
ограниченным, нравственным откликом. С другой стороны, возьмите вашего
собственного ребенка : вы говорите ему, что нехорошо отнимать силой игрушку у
младшего, более слабого брата или сестры, и ребенок понимает. Вы говорите, что
у него есть совесть. Прав да, но совесть не дар Божий, а результат опыта. Ваш
ребенок принес с собой жатву своего прошлого, чувство добра и зла, склонность к
одобрению и осуждению. Вы пользуетесь этой склонностью; вам приходится иметь
дело не с новорожденной душой, а с душой, прошедшей через множество жизней.
Ребенок цивилизованного человека при носит в мир готовый характер, что может
заметить каждый, кто имеет дело с детьми. Характер — это запас, с которым
каждый начинает свою земную жизнь, и цивилизованный человек понимает когда ему
говорят, что он не должен отнимать у своего брата ни жизни, ни собственности. И
так все дальше и дальше, каждая жизнь становится все полней и полней, а жизнь
по ту сторону смерти все длинней и длинней. Когда кто- либо из вас перейдет в
другой мир, что возьмет он с собой как жатву, чтобы там воспользоваться ею? Вы
столкнетесь по ту сторону смерти со сделанными ошибками, и они причинят вам
страдание — истинное основание всех ужасных рассказов об аде. Когда вы поймете
свои ошибки, вы перейдете в небесный мир. Все хорошее, что вы совершили в этой
жизни, будет с вами там, как драгоценные камни в венце вашем. Вы берете с собой
в небесный мир устремления, надежды, все благородное, чистое, и все это
является семенем качеств, которые вы будете растить и развивать в себе там.
Когда скульптор из глыбы мрамора высекает статую, законченное произведение
зависит от качества мрамора и искусства скульптора. Так же и в данном случае:
мрамор — это опыт, приносимый вами с собой в тот мир. Ваш внутренний живой дух
— скульптор, высекающий из мрамора характер; отсюда значение земной жизни,
дающей материал, ибо цвет статуи зависит от чистоты камня. Или — если взять
другой образ — пожинаемая вами жатва соответствует богатству посева. Вы видите,
как благодаря закону перевоплощения перед человеком открывается возможность
творить самого себя; как из жизни в жизнь накопляются опыты и превращаются в
качества; как на каждой новой ступени своего паломничества он растет, собирая
эти опыты и кристаллизуя их в способности. Всякую, присущую вам добродетель, вы
строите в течение вашей преисполненной блаженства жизни на небесах. Каждый
недостаток указывает на добродетель, которую еще предстоит приобрести. Даже для
|
|