|
был наделен такой душой. Чтобы избежать возможного недоразумения, не следует
представлять себе, что с этого момента в человеке действуют две Монады — одна,
построившая человеческую форму, и другая — сошедшая в эту форму и имевшая своим
низшим аспектом человеческую душу. Возьмем для пояснения удачное сравнение у Е.
П.Блаватской: как два луча солнца, проходя через щель в ставне, составят один
луч, хотя вначале их было два, то же самое и с этими лучами, исходящими из
центра Жизни верховного Владыки нашей вселенной. Второй луч, проникнув в
человеческую форму, сливается с первым лучом, прибавив ему лишь свежую энергию
и яркость, после чего человеческая Монада как новая единица начинает свою
великую задачу: развить в человеке все силы той Божественной жизни, из которой
она произошла.
Зачаточная душа, Мыслитель, имел вначале своим зачаточным ментальным телом
ту оболочку из ментальной субстанции, которую Монада формы принесла с собой, но
которую она еще недостаточно организовала для возможной правильной деятельности.
Это — не более как зародыш ментального тела, прикрепленный к такому же
зародышу "пребывающего тела", и в течение еще многих и многих жизней сильная
"страстная природа" человека будет подчинять эту зачаточную душу, увлекая ее в
вихрь своих страстей и вожделений и устремляя на нее все бурные волны своей
собственной необузданной животности. Каким бы отталкивающим ни представлялся
этот ранний период жизни Души, если смотреть на него с высоты, уже достигнутой
нами, он был необходим для прорастания первых ростков разума, заключенных в
душе.
Распознавание различия, понятие о том, что каждая вещь отличается от каждой
другой вещи, есть необходимое предварительное условие для процесса мысли вообще.
И для того, чтобы пробудить это понятие в не начавшей еще думать душе, на нее
должны были действовать сильные контрасты, а чтобы вызывать в ней сознание
различия этих контрастов — удар за ударом, то бурные наслаждения, то
раздирающие страдания должны были падать на нее. Внешний мир ударял как молотом
по душе посредством страстного начала, пока не начали возникать понятия, и
после бесчисленного повторения одних и тех же переживаний последние не начали
заноситься в память. Все небольшие завоевания, которые приобретались в каждой
последовательной жизни, сохранялись Мыслителем, как мы уже видели, и таким
образом происходило медленное движение вперед.
Движение было поистине медленное, ибо мысль почти совсем еще не действовала,
и поэтому для организации ментального тела необходимые условия еще не наступили.
Пока не скопилось значительного количества понятий, занесенных в ментальное
тело в виде мысленных образов, не могло появиться и материалов для умственной
деятельности, идущей изнутри; такая деятельность могла начаться только тогда,
когда два или несколько мысленных образов становились рядом и какой-либо вывод,
хотя бы самый элементарный, извлекался из этого сопоставления. Подобный вывод
является началом рассуждения, зачатком всех логических систем, которыми
обладает человеческий разум. И все подобные выводы делались вначале в угоду
страстной природе человека, или для увеличения наслаждений, или для уменьшения
страданий, но в то же время они увеличивали деятельность проводника мысли и
побуждали его к более быстрой деятельности.
Из всего сказанного делается несомненным, что в этот период младенчества
человеческой души у нее не было понятия о добре и зле: праведного и грешного
для нее не существовало. Добром можно назвать все то, что соответствует
Божественной Воле, что помогает прогрессу души, что ведет к усилению высшей
природы человека и к воспитанию и покорению его низшей природы. Злом же будет
все то, что замедляет развитие, что удерживает душу на низшей ступени и, когда
необходимые уроки все уже выучены, все то, что ведет к преобладанию низшей
природы над высшей и что развивает в человеке зверя, вместо того, чтобы
развивать в нем Бога.
Прежде чем человек познал, в чем состоит добро, он должен был узнать
существование закона; познать же закон он мог лишь испытывая все, что
привлекало его во внешнем мире, хватаясь за каждый привлекательный предмет, а
затем узнавая по опыту, сладкому или горькому, состояло ли его наслаждение в
гармонии или в противоречии с законом. Возьмем яркий пример, относящийся до
вкусной пищи, и посмотрим, каким образом человек-младенец мог познать
существование относящегося сюда закона природы. В первый раз, когда был
удовлетворен его голод и он получил приятные вкусовые ощущения, результатом
было одно удовольствие, ибо действие его оставалось в гармонии с законом. В
другой раз, желая усилить удовольствие, он съел более, чем нужно, и пострадал
от того, ибо он преступил закон. Отсюда произошло смутное представление в
пробуждающемся сознании, каким образом приятное переходит в неприятное
благодаря неумеренности. Снова и снова желание будет толкать его к
неумеренности, и каждый раз он будет испытывать мучительные последствия, пока
не осознает пользу умеренности, иными словами, пока не научится применять
физические деятельности своего тела к физическому закону.
Он найдет при этом, что существуют условия, которые приносят ему вред и в то
же время находятся вне его власти, и что, только соблюдая их, он может
обеспечить свое физическое благоденствие. Одни и те же опыты достигают до него
— через телесные его органы — с неизменной правильностью; все устремляющиеся из
него желания приносят ему или наслаждения, или страдания, в том размере, в
каком они или выполняют законы природы, или же идут против них; а по мере того,
как растет его опыт, последний начинает руководить поступками человека и влиять
на его выбор. Таким образом, человеку не приходится начинать свои испытания
сызнова с каждой новой жизнью, ибо, рождаясь вновь, он приносит с собой и весь
уже имевшийся у нем запас опытности.
|
|